В рамках уголовного дела по модернизации ТЭЦ Бишкека к ответственности должны быть привлечены экс-спикер парламента Асылбек Жээнбеков и председатели профильных комитетов. Об этом заявил адвокат бывшего премьер-министра Сапара Исакова Нурбек Токтакунов, говорится в статье «Азаттыка».
Он сообщил, что направил соответствующее заявление в Госкомитет национальной безопасности. Но расследование по ТЭЦ завершается, и дело уже передают в суд. Обратят ли внимание на заявление адвоката?
По мнению Нурбека Токтакунова, главное нарушение при реализации проекта состоит в том, что парламент отстранил общество от обсуждения решения республиканского значения, право на которое закреплено Конституцией.
Адвокат Исакова отмечает, что комитеты парламента одобрили законопроект о получении кредита в 386 млн долларов от Китая на следующий день после регистрации документа — без общественных обсуждений, необходимых экспертиз, технико-экономического обоснования.
Также законопроект был принят сразу в трех чтениях 11 декабря 2013 года. По мнению адвоката, спикер Асылбек Жээнбеков не должен был позволять этого, так как во время рассмотрения могли и должны были быть выявлены многочисленные нарушения регламента Жогорку Кенеша.
Следовательно, говорит адвокат, действия (бездействие) спикера Асылбека Жээнбекова и председателей соответствующих комитетов — Каныбека Иманалиева, Курманбека Дыйканбаева и Кожобека Рыспаева — содержат состав преступлений, предусмотренных статьями 320 (Злоупотребление должностным положением) и 331 (Халатность) УК КР.
4 февраля Токтакунов подал соответствующее заявление в ГКНБ, который ведет расследование по ТЭЦ. По его словам, «Соглашение с TBEA, а также соглашение между Министерством финансов и Эксимбанком [Китая] не имеет никакой силы»:
— Силу оно обрело путем ратификации. Ратификацию провел Жогорку Кенеш, который несет политическую ответственность. Следствие подходит к концу. Я пользуюсь своим адвокатским правом и вношу ходатайство. В этом деле есть люди, которых не привлекают к ответственности.
Комитет под председательством Кожобека Рыспаева прописал недостатки [соглашения], в таком случае его не должны были принимать. Но он одной рукой пишет, другой поддерживает. Это преступление. Каныбек Иманалиев предложил рассмотреть законопроект одновременно в трех чтениях. Тем самым был нарушен регламент. Председатель комитета по бюджету и финансам Дыйканбаев поставил свою подпись. Они должны были сначала все изучить.
Аналогичное заявление адвокат в августе 2018 года направил в Генеральную прокуратуру. Надзорный орган сообщил, что передал обращение в ГКНБ, который доложил о включении заявления в материалы дела. Теперь адвокат назвал конкретные имена людей и вновь обратился в ГКНБ.
Но пресс-секретарь комитета Рахат Сулайманов сообщил, что заявление Токтакунова еще не поступило.
«Эксы» остаются под арестом
Фамилии депутатов, названных в заявлении Токтакунова, были озвучены и на парламентских слушаниях по ТЭЦ. Председатель комитета по топливно-энергетическому комплексу Кожобек Рыспаев заявил, что парламент несет только моральную ответственность. Депутат и сейчас остается при своем мнении, заявляя, что Исаков хочет переложить свою ответственность на других:
— В таком случае, нужно привлекать к ответственности 120 депутатов и президента, который подписал закон. Но это коллегиальный орган. Мы ратифицировали договор, но в решениях прописаны замечания о том, почему нет ТЭО. Мы обращались в Министерство юстиции с просьбой определить, является договор международным или нет. Комитет выступал против. Но мы согласились на ратификацию, принимая во внимание, что ТЭЦ была построена в 1957 году: если завтра она выйдет из строя, люди выйдут на улицы, и нам придется отвечать головой. Исполнительная власть – это те, кто работал с деньгами, кто проел их. И какая тут ответственность депутатов?
Депутат парламента Каныбек Иманалиев на тот момент возглавлял комитет Жогорку Кенеша по международным делам.
Во время обсуждения вопроса пользователь Facebook «Инсайдер — KG» написал о том, что якобы Каныбек Иманалиев призывал коллег поддержать соглашение сразу в трех чтениях и объяснял это хорошими условиями кредита, которые предлагает Китай. Депутат отметил, что в свое время ответил на данное сообщение и отказался давать комментарий. Во время обсуждений Иманалиев обвинял Сапара Исакова.
«Почему я поддержал? – задался он вопросом и сам на него ответил. – Ратификация – базовое соглашение. Мы принимаем бюджет, но если кто-то ворует из денег, направленных из капвложений на строительство школ, то за это Жогорку Кенеш не отвечает… Я лишь выскажу свои подозрения. Во-первых, среди депутатов и министров сидит только один человек, который на протяжении шести лет встречался с представителями ТВЕА. Это Сапар Исаков».
Как считает депутат «легендарного парламента», юрист Мукар Чолпонбаев, последние события и «сырые» решения, принимаемые с оглядкой на власти, стали результатом того, что на руководящие должности приходят не профессионалы и не патриоты:
— Парламент никогда не будет привлечен к ответственности. Только некоторые депутаты могут быть привлечены за совершенное. Но это еще нужно установить. Во-вторых, соглашение ратифицировал парламент пятого созыва. Он распущен. Получается, что нельзя его привлечь к политической ответственности. Там, где решения принимаются коллегиально, других мер не предусмотрено. Для того, чтобы было ответственное отношение, с самого начала нужно выбирать государственника. А мы приводим людей с рынка… Откуда возьмется государственность? Вот в чем проблема. Результаты получаем вот такие. Могли хотя бы понести моральную ответственность, этого тоже нет. Нет и политической ответственности.
Ситуация вокруг Бишкекской ТЭЦ вместе с халатностью правительства вынесла на повестку вопрос лоббизма в парламенте. Многие поддержавшие соглашение говорят о том, что выполняли просьбу тогдашних властей.
Связаться с экс-спикером Асылбеком Жээнбековым не удалось. Но вот что он сказал по этому поводу во время обсуждений:
— Мы здесь выполняем ваши поручения. В соглашении ни Жогорку Кенеш, ни депутаты не могут поменять ни запятой, ни буквы. Вы это хорошо знаете. Зная это, вы ищете виновных на стороне вместо того, чтобы сказать: «Да, это сделали мы, виноваты, должны понести наказание».
Следует отметить, что Нурбек Токтакунов продолжает писать в соцсетях о некоторых подробностях нашумевшего уголовного дела, которые могут поставить под сомнение обвинения в отношении Сапара Исакова.
«Модернизация ТЭЦ была 7 июля 2017 года принята Госкомиссией, созданной Распоряжением Правительства под председательством Сооронбая Жээнбекова. При этом эксперты, уже запуганные предыдущими посадками всего руководства экспертного учреждения, в своей экспертизе пишут, что «Строительство объектов велось без соблюдения стандартов КР». Тогда президент Жээнбеков несет прямую ответственность за приемку объекта без соблюдения стандартов КР», написал Токтакунов.
«После получения положительных заключений Департамента Госэкспертиз при Госстрое при Правительстве были выданы нижеуказанные разрешения на введение строительно-монтажных работ по модернизации ТЭЦ:
12 мая 2016 года Департаменте Госэкспертиз при Госстрое при Правительстве дает положительное заключение №ГЭ-МА-534 на вынос инженерных сетей из зоны строительства;
4 июля 2016 года Департамент Госэкспертиз при Госстрое при Правительстве дает положительное заключение №ГЭ-МА-320/12016 на здание ремонтной мастерской цеха централизованного ремонта;
1 августа 2016 года Департамент Госэкспертиз при Госстрое при Прваительстве дает положительное заключение №ГЭ-МА-323/2016 на дымовую трубу.
При этом Агенство государственной противопожарной службы при МЧС дает положительное заключение пожарно-технической экспертизы при МЧС (Правительство) № 2/1330 от 20.07.16 года;
5 октября 2016 года Департамент Госэкспертиз при Госстрое приправительстве дает положительное заключение № ГЭ-МА-323/1/2016 на здание «Котельная №1, №2);
23 и 29 декабря 2016 Департмент Госэкспертиз при Госстрое при Правительстве дает два положительных заключения №ГЭ-МА-760/2016 и № ГЭ-МА-760/-1/2016 на пристройку к зданию котельная №1 и №2;
2 сентября 2016 года Деапртамент Госэкспертиз при Госстрое при Правительстве дает положительное заключение №ГЭ-МА-323/12016 на здание «Паратурбинной» и «Корпуса комплексного управления»;
13 декабря 2016 года Госкомитет промышленности, энергетики и недропользования дает положительное заключение №07-7-ПД-0654-2016;
12 июля 2016 года Муниципальное предприятие «Бишкекглавархитектуры» Мэрии г. Бишкек дает разрешение на строительство №01/04-81/16-Ск
2 августа Муниципальное предприятие «Бишкекглавархитектура» Мэрии г. Бишкек дает разрешение на строительство №01/04-93/16-Ск
30 мая 2016 года Муниципальное предприятие «Бишкекглавархитектуры» Мэрии г. Бишкек дает разрешение на строительство №00/4-17/16-Ск
7 октября 2016 года Муниципальное предприятие «Бишкекглавархитектура» Мэрии г. Бишкек дает разрешение на строительство №01-0/4-16-Ск
Таким образом, получая разрешения на строительство в рамках проекта «Модернизация ТЭЦ г. Бишкек» построены два энергоблока с суммарной тепловой мощностью 300 Гкал/ч со вспомогательным оборудованием и инфраструктурой, а также новой дымовой трубой высотой 150 метров.
Блок №3, №4 прошли пусконаладочные испытания, что подтверждается записью в паспорте технических устройств опасных производственных объектов.
Лабораторные испытания произведены лабораторией Госстроя КР, протокол испытаний №935К от 16 мая 2017 года на железобетонные фундаменты, стены, опоры, колонны, стены дымовой трубы.
7 июля 2017 года проведена государственная приемка и подписан Акт Государственной приемки «Модернизации ТЭЦ г. Бишкек» №10/023. Госакт утвержден Начальником управления архитектурно-строительного надзора Госэкотехбезопасности при Правительстве КР.
Все вышеуказанные положительные заключения и приемки сделаны правительственными структурами при председателе Правительства Сооронбае Жээнбекове.
Потом вдруг, в декабре 2018 года эксперты Госстроя, уже запуганные посадками руководства Государственной судебно-экспертной службы, пишут «Строительство объектов велось без соблюдения стандартов Кыргызской Республики»
Следствие как минимум должно было разобраться с ответственными лицами правительственных структур, в первую очередь со специалистами и экспертами Госстроя, кто-то из них должен был быть привлечен к ответственности. Где-то кто-то явно врет. Если не соответствует стандартам», значит положительные заключения -липа. Или наоборот. Во всяком случае, когда есть весь пакет положительных заключений и разрешение на строительство всех объектов было дано компетентными органами — причем тут все те, кто привлечен к ответственности по телу о ТЭЦ. Хотя строительство и приемка объекта стоимостью 386 млн долларов, полученных в результате принятия Закона «О ратификации кредитного соглашения» по любому является ответственностью премьер-министра, которым на тот момент был Сооронбай Жээнбеков. Но сейчас ему никто не станет задавать этих вопросов, мне кажется даже журналисты.
Но если посадить специалистов Госстроя, рано или поздно кто нибудь из них покажет пальцем на вышестоящего, тот на своего вышестоящего и выяснится, что приемка объекта объяснялась премьер министром важной государственной задачей, которую не должны были задержать «какие-то» формальности», публикация такого содержания также была размещена в соцсетях Токтакуновым.