В феврале началась номинация кандидатов на пост президента Всемирного банка – это одна из самых влиятельных и важных должностей в международной системе. Многие комментаторы считают, что этот пост гарантированно получит выбранный президентом США Дональдом Трампом кандидат. Но история и нынешняя геополитическая ситуация позволяют сделать вывод, что, возможно, это совсем не так, пишет Джесси Гриффитс, глава отдела стратегии и финансирования развития в Институте зарубежного развития.
Да, разумеется, США выбирали всех предыдущих президентов Всемирного банка (их было 12). Это объясняется неформальной договорённостью, достигнутой после Второй мировой войны между США и европейскими правительствами и гарантирующей, что взамен европейцы получают высший пост в Международном валютном фонде. Но есть три причины полагать, что такой анахронический раздел высших позиций в международной финансовой системе, возможно, вскоре уйдёт в историю.
Во-первых, процесс отбора руководителей в международных организациях стал в большей степени опираться на оценку их качеств. Например, все были уверены, что Группа Восточной Европы (EEG) воспользуется своей «очередью» выбирать нового генерального секретаря ООН в 2016. Но после нескольких раундов открытого голосования Генеральная Ассамблея выбрала генсеком бывшего премьер-министра Португалии Антониу Гутерреша, которого номинировала Группа Западной Европы и других стран (WEOG).
Схожее поражение уже потерпела и сама администрация Трампа. В прошлом году её кандидат на пост руководителя Международной организации по миграции Кен Айзекс выбыл из гонки во втором туре голосования. Впервые с 1951 года это агентство выбрало руководителем не американца: им стал Антониу Виторину из Португалии, обладающий намного более высокой квалификацией.
Кроме того, в последние годы конкуренция за должность президента Всемирного банка стала более острой. Когда в 2012 году проводилось собеседование с Джим Ён Кимом, ставшим затем президентом банка, он считался менее впечатляющим кандидатом по сравнению с двумя другими – оба бывшие министры финансов и тяжеловесы на международной арене. Лишь решительная поддержка администрации Обамы позволила Киму получить одобрение совета исполнительных директоров банка.
И, кстати, вторая причина, почему на этот раз всё может быть по-другому, в том, что администрация Трампа номинировала исключительно неподходящего кандидата – Дэвида Малпасса. Будучи главным экономистом банка Bear Stearns в момент его краха, Малпасс не увидел приближения финансового кризиса 2008 года, а затем устроился в министерство финансов США благодаря политическому назначению. У него нет значительного опыта работы в развивающихся странах; он открыто выражает скептицизм по поводу многосторонних отношений (мультилатерализм), а ведь в них заключается сам смысл существования Всемирного банка.
В-третьих, возможен альянс между правительствами развивающихся и европейских стран, которые поддерживают процесс отбора на основе качеств кандидатов. Развивающиеся страны из «Межправительственной группы 24-х» (G24) выдвинут хороших кандидатов, которые поспорят с американским претендентом, как они уже сделали в прошлый раз. Уже ведутся разговоры о нескольких сильных кандидатах, поэтому вопрос заключается в том, будут ли другие развитые страны (прежде всего, европейские державы, которые непропорционально представлены в совете директоров банка) поддерживать, как и раньше, США.
Нет сомнений в том, что для европейских правительств настало время следовать высоким принципам. Они должны объявить, что больше не будут настаивать на своём праве выбирать управляющего директора МВФ (в любом случае это будет смирение с неизбежностью) и поддержат лучшего кандидата на пост президента Всемирного банка. Они должны вспомнить об опыте 2005 года, когда, уступив желанию американского правительства назначить президентом банка Пола Вулфовица, не подходившего для этой должности, они затем потратили следующие два года на попытки избавиться от него, что в конечном итоге им удалось сделать в 2007.
Каким может быть хороший кандидат? Критерии отбора, утвержденные советом директоров, включают некоторые важнейшие условия. Кандидат должен обладать доказанным опытом руководства и управления крупной публичной организацией, ведущей, в том числе, международную деятельность. Он должны поддерживать принципы мультилатерализма, предлагать чёткое стратегическое видение для банка, демонстрировать сильные дипломатические, коммуникативные и управленческие навыки.
Очевидное упущение в этих критериях – отсутствие требования глубокого понимания проблем развития. Но поскольку Всемирный банк работает только в развивающихся странах, этот отсутствующий категорий должен сыграть и сыграет важную роль в избирательном процессе на этот раз. Малпасс, у которого нет опыта в международном развитии, будет выглядеть совершенно неудовлетворительно в сравнении с кандидатом-тяжеловесом, выдвинутым группой G24.
Всемирный банк подошёл к поворотному моменту. Ему пора воспользоваться прозрачной процедурой избрания нового президента, исходя из его качеств. К счастью, в прошлый раз совет директор предпринял несколько важных шагов вперёд, в частности, провёл собеседования с несколькими кандидатами. Тем не менее, этот процесс не был прозрачным. На этот раз интервью должны проводиться на публичной площадке. И, как и в случае с процедурой избрания генерального секретаря ООН, финальное голосование исполнительных директоров должно быть зарегистрировано публично.
У следующего президента Всемирного банка будет трудная работа. На фоне множащихся глобальных проблем этот институт надо будет перестраивать и перепозиционировать для новой эпохи. Такой результат может быть достигнут лишь благодаря действительно прозрачной и основанной на оценке качеств кандидатов процедуре.