Афганский «Талибан» (организация запрещена в РФ) должен стать образцом для подражания всех других джихадистских «джамаатов». Об этом заявил в одной из своих пятничных проповедей (хутба джума) шейх доктор Хани Мохаммед Юсуф ас-Сибаи – один из духовных авторитетов «Аль-Каиды» (организация запрещена в РФ). Планируемый вывод войск США из Афганистана еще больше укрепит авторитет талибов в международном джихадистском сообществе, пишет «Независимая газета».
Медиа-активисты афганского «Талибана» в последние дни активно распространяют по своим информационным каналам (в том числе на русском языке) видео шейха ас-Сибаи под названием «В чем разница между «Талибаном» и другими джамаатами». В нем один из духовных авторитетов «Аль-Каиды» рассуждает на тему успеха афганских талибов в борьбе с американскими войсками, приводя их в качестве примера для всех других приверженцев «экстремального ислама».
Один из главных тезисов ас-Сибаи – несомненность победы «Талибана» над США в Афганистане. По его словам, в пользу этого говорит, прежде всего, очевидная заинтересованность американцев в поиске мира с талибами, готовность Вашингтона идти на самые широкие уступки «Талибану». Эта оценка шейха ас-Сибаи полностью совпадает с ранее озвученными пропагандистами талибов тезисами о том, что идущий в настоящее время переговорный процесс между политическим офисом повстанцев в Дохе и спецпредставителем США послом Залмаем Халилзадом является всего лишь формой капитуляции Америки, проигравшей афганскую войну.
Судя по замечаниям шейха ас-Сибаи, факт победы талибов над США превращает их в совершенно особую группу внутри международного джихадистского интернационала. Модель «Талибана», полагает шейх, должна сегодня стать универсальной для воюющих «джамматов» по всему миру – именно потому, что эта модель доказала на практике свою эффективность и успешность. Таким образом, вопреки мечтам некоторых политиков и дипломатов, надеявшихся, что движение талибов останется навсегда на орбите «хуторского джихада», ограничиваясь лишь границами афганского государства, «Талибан» начинает выводиться в пространство джихадистского глобализма. И даже если пока лидеры талибов избегают разговоров на эту тему, очевидно, избежать глобализации своего влияния на радикальную часть исламской уммы им не удастся.
Уже сегодня некоторые джихадистские группы в Сирии, близкие к «Аль-Каиде», пытаются использовать растущий авторитет «Талибана» в собственных интересах. Так, шейх ас-Сибаи рассказал о том, что джихадисты из Идлиба направили обращение афганским талибам с просьбой поднять в ходе очередного раунда переговоров с американцами вопрос о гарантиях безопасности для «всех мусульман», находящихся в этом сирийском городе. Очевидно, что представителям «Талибана» придется на обращения такого рода каким-то образом реагировать, в противном случае, они могут быть обвинены в пренебрежении к судьбам «братьев-мусульман» и даже в сотрудничестве с «кафирами» (неверными).
Можно не сомневаться, что следом за обращениями из Идлиба последуют аналогичные просьбы от джихадистских групп в Йемене, Ираке, Северной Африке и других регионов мира. И какой бы ни была реакция талибов на эти обращения, они будут все плотнее вписывать их в глобальный джихадистский контекст. Даже если лидерам «Талибана» совсем не хочется пока выходить за рамки сугубо афганского, национального исламского движения.
Выход талибов на лидирующую позицию в международном джихадистском сообществе (чему в решающей степени способствует признание силы «Талибана» американцами) скоро заставит обратить на это внимание не только соседей Афганистана из числа республик Центральной Азии, но и Россию. Дело в том, что в рядах афганских талибов сражается немало выходцев из постсоветских государств – таджиков, узбеков, чеченцев и др. И сегодня, когда представители «Талибана» в Дохе диктуют американцам все новые условия мира в Афганистане, русскоязычные боевики маулави Хайбатуллы (лидер движения талибов – «НГ») также готовятся получить свою «минуту славы».
Предстоящий вывод американских войск из Афганистана и связанный с этим рост влияния талибов в этой стране не может не поставить перед русскоязычными джихадистами из движения «яростных мулл» вопрос о собственных перспективах. Они, конечно, могут продолжить вести «борьбу с неверными» на афганской земле. Однако, набирающая силу с помощью Интернета и социальных сетей реклама талибской модели организации джихада делает очень соблазнительной попытку переноса ее за пределы афганской площадки.
Кстати, в последнее время пропагандистские службы «Талибана» заметно расширили свою работу на русскоязычную аудиторию. С помощью самых разных каналов распространения информации, медиа-активисты талибов доносят до молодых мусульман, говорящих по-русски, примеры убийственного самопожертвования через операции истишхади, необходимости прохождения военной подготовки и готовности бороться против угнетения мусульман по всему миру, а не только в Афганистане. Любопытно, что при изготовлении пропагандистских материалов талибы все отчетливее заимствуют эстетические образцы «фабрики грез» «Исламского государства» (организация запрещена в РФ). И при этом они ориентируются на ту же самую русскоязычную аудиторию, что и агитаторы «халифата».
Сегодня афганский «Талибан» вступает в эпоху больших перемен, и эти изменения касаются не только его статуса внутри Афганистана. Есть основания ожидать трансформации талибской модели джихада в радикальном исламском дискурсе из национально-афганской (пуштунской) в, как минимум, трансрегиональную, а, возможно, и в глобальную модель. Даже если сами лидеры «Талибана» попытаются этому сопротивляться, их история успеха, закрепленная признанием со стороны главного противника – США, не оставит талибам выбора. Они должны будут или возглавить на идеологическом, доктринальном уровне мировое джихадистское сообщество, или очень скоро разочаровать его, тем самым, лишившись новых сторонников и моральной поддержки со стороны радикальной части мусульманской молодежи.
Проповеди шейха ас-Сибаи сегодня пытаются донести до заинтересованной аудитории простую мысль о том, что отныне «Талибаном» должен стать весь мировой джихад. И перед таким комплиментом будет трудно устоять даже самым скромным лидерам афганского движения «яростных мулл».