Казахстан первым из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вошел в китайский глобальный проект «Один пояс, один путь». Сейчас реализуются более 55 казахстанско-китайских инвестиционных проектов на общую сумму более $27,4 млрд. О новом Шёлковом пути, интеграции и рисках глобализации Forbes.ru поговорил с Даригой Назарбаевой, председателем комитета по международным отношениям, обороне и безопасности сената парламента Республики Казахстан.
Китай — мощная сила в регионе. Ощущаете его дыхание?
— Мы ощущаем, но мы смотрим на это «дыхание» позитивно. Конечно, есть и пессимистичные прогнозы: дескать, Китай стремительно растёт и будет здесь доминировать, будет всех подавлять. Но есть и другая позиция. В этом росте Китая, в проекте «Пояс и путь» очень много возможностей для нас. Это и транзитный потенциал, и развитие торговли. Проект предполагает масштабные инвестиции в этот регион, чтобы помочь странам равномерно развиваться и двигаться вперёд. И наша задача, и задача будущих поколений — научиться использовать эти возможности в своих интересах. Мне кажется, это касается и России, и всех стран, лежащих на Шёлковом пути.
И каковы основные инвестиционные возможности в Казахстане?
— Население планеты растёт, вместе с ростом населения будет расти потребность в воде и продуктах питания. Можно отказаться от лишнего костюма или платья, но от еды, от воды отказаться невозможно. Поэтому я верю, что наш регион, Казахстан (как и Россия), обладающий большими территориями, в будущем сможет стать житницей не только для Евразии, но и, возможно, для полмира как минимум. Я в это верю и считаю, что инвестиции в сельское хозяйство сегодня самые интересные и в будущем обязательно принесут очень неплохие дивиденды, тем более при наличии такого соседа, как Китай. Ежегодно в Китае рождается по одному Казахстану: у нас население 18,8 млн, а в Китае в прошлом году родилось 17 млн новых граждан. И конечно, потребности в продуктах питания и воде будут расти.
Далее. Развитие транспортной инфраструктуры, развитие логистики в рамках проекта «Пояс и путь». Наконец, цифровые технологии. У нас принята государственная программа «Цифровой Казахстан», предстоит огромная работа, чтобы полностью оцифровать всю систему управления, экономику, социальную сферу и т.д. Есть закон о государственно-частном партнёрстве. Кроме того, в Казахстане очень сильные законы, защищающие инвестиции. Инвестиции, превышающие $20 млн, подлежат возврату в размере 30% и на 10 лет освобождаются от налогов. В Казахстане можно найти всё, учитывая весьма щедрую на ресурсы землю. И ещё у нас много богатств, не разведанных и не введённых в практический оборот.
Каковы основные геополитические вызовы для Казахстана?
— Это общие вызовы для всего региона. Мы, конечно, внимательно следим за тем, как развиваются отношения России и Китая, России и Соединённых Штатов Америки, России и Западной Европы, за ситуацией на Украине. Не забывайте о том, что мы уже с вами связаны Таможенным союзом, мы состоим в Евразийском экономическом союзе. Эта инициатива исходила от нашего лидера, президента Казахстана, и мы действительно очень рады, что этот союз состоялся в виде, на мой взгляд, вполне устойчивой международной организации. Все мы торопимся — жизнь короткая, и мы хотим, чтобы открытые границы сразу же принесли нам очевидные преимущества, помогли бы развивать бизнес, улучшили бы жизнь людей, действительно сняли бы все барьеры. Но жизнь немного иначе устроена. Любое интеграционное объединение сталкивается с вопросами имплементации новых правил, договоров и контрактов, которые заключены в рамках этого объединения. Мы видим это и на примере Европейского союза, который намного старше, чем Евразийский экономический союз, но также нацелен на то, чтобы открыть границы и сделать жизнь людей лучше.
В конце концов это должно стать приоритетом для всех лидеров, всех политиков — защита достоинства людей, создание благоприятных условий для жизни, развития и процветания. На мой взгляд, зачастую эта тема тонет в общих дискуссиях. Поэтому есть, наверное, определённый скептицизм в России, есть скептицизм и у нас в Казахстане, и в Кыргызстане, и в Армении, и в Белоруссии. Я считаю, это нормально. Мы все переживаем транзитный период, трансформацию в единую экономическую систему, чтобы стать ближе, помочь друг другу развиваться и расти. Самое главное, наши лидеры настроены оптимистично.
Как в экономических союзах и глобальных международных проектах сохранить независимость?
— Страны разные, культуры разные, менталитет и уровень развития разные, географическое положение разное; у кого-то есть минеральные ресурсы, у кого-то их нет. Как сохранить себя и свою идентичность, обеспечить процветание своим нациям и народам? Вот вопрос вопросов. Никто пока не нашел точного ответа на него. Одни говорят, что конкуренция — это здорово, она должна быть. Другие, наоборот: конкуренция — это не здорово, потому что не все равны в этой конкурентной борьбе. Речь идёт о тех государствах, которые только развиваются. Вопросов много, но, самое главное, нужно помнить, что кооперация государств необходима как воздух. Сегодня это единственный путь к сохранению мира и обеспечению устойчивого развития. Только в условиях мира возможны экономический рост, долгосрочное планирование стратегии развития в интересах благополучного будущего наших детей. Для этого, наверное, и нужны интеграционные процессы на Евразийском континенте, которых уже немало. Перекидывая мостик от одного объединения к другому, мы постепенно придём к Большой Евразии. На это нужно время и терпение.
Сохранить себя можно, бояться объединения не нужно. Интеграция в рамках Евразийского экономического союза, например, — часть общего процесса глобализации. Мы должны уметь использовать этот мейнстрим, чтобы укреплять нашу национальную идентичность, наш национальный суверенитет и нашу культуру. То есть энергию глобализации вполне можно обратить себе на пользу, не теряя своей идентичности и суверенитета. Я в этом абсолютно уверена. При общем понимании этого фундаментального обстоятельства всегда можно найти компромиссные решения. Даже не компромиссные, я бы сказала, мудрые решения.