Война с выстрелами и убийством: как в маленьком селе Южного Казахстана подростки воевали друг с другом

Автор -
844

17-летние старшеклассники двух школ поделили родной аул негласными границами. Зорко охраняли “свои” владения от вторжения чужаков и с нарушителями не церемонились. Расправы раз от разу становились все более жестокими. В какой-то момент одна из подростковых группировок вдруг почувствовала, что начинает одолевать противников. Воинственного запала прибавилось. Боевые действия из оборонительных перешли в наступательные. “Чужаков” стали гонять уже на “чужой” территории.

Противоборствующая сторона отчаянно пыталась сохранить паритет. Но ей остро не хватало физически крепких парней. Поэтому даже идея решить все вопросы методом драки “стенка на стенку” не обнадеживала. Она грозила лишь позорным и полным поражением. Выход из создавшейся ситуации неожиданно подсказали сами противники, пишет «Караван».

Запрещенный прием

В нередких стычках подростки порой применяли подручные орудия. Использование ножей, к счастью, как-то не прижилось. Но камни и палки в ход шли периодически. Правда, в основном выяснение отношений велось все же традиционным способом – на кулаках и при помощи ударов ногами. Но в какой-то момент и без того побеждающая группировка вдруг открыла огонь.

Дело было так. У проигрывающей стороны имелся один из явных лидеров – назовем его Канат. Этот подросток, даже не обладая значительной физической силой, проявлял завидные бойцовские качества. Благодаря этому ему иногда в одиночку удавалось разгонять целую ватагу противников. В общем, он был главной проблемой для оппонентов. В один прекрасный день противники решили разобраться по-взрослому. Они толпой пришли к дому Каната и вызвали его на улицу.

Когда парень вышел во двор, то сразу получил выстрел в ногу. После этого оказывать активное сопротивление он уже не мог и был жестоко избит. Как выяснилось, нападавшие стреляли из неустановленного обреза (полиция так и не смогла впоследствии найти этот ствол). Заряд состоял из соли. Как расскажут в дальнейшем на следствии сами несовершеннолетние стрелки, пачку этой крупной соли один из них обнаружил в дедовских запасах. Но уголовное дело возбудили только после второго выстрела.

Гонка вооружений

Ранение из обреза причинило Канату нестерпимую боль, однако серьезных последствий не было. Вновь проявив завидное упорство и выдержку (о чем, увы, в данном случае можно лишь сожалеть), он даже не сообщил о случившемся родителям. Сказал лишь, что случайно поранился на улице. Те заметили у него синяки и ссадины. Но решили, что это дело подростковое, – кто в юности не дрался? Мать обработала кровоточащую рану на ноге сына. Она, конечно, поохала, поахала, – как ты так, сынок, умудрился?! Но женщина даже и предположить не могла, что это рана от выстрела.

Между тем дальнейшая перспектива подростковой войны была определена предельно ясно. Когда Канат встретился со своими приятелями, он рассказал им все без утайки. Друзья однозначно решили, что необходимо вооружаться и брать реванш с огнестрельным оружием в руках.
Спустя неделю у них уже был обрез. Какими-то неведомыми путями они вскладчину купили его в райцентре. (Подробности этой покупки, а вернее, конкретного продавца обреза, следствию выяснить также не удалось.) С патронами оказалось сложнее. По примеру противников друзья собирались стрелять солью. Вроде достаточно безопасные, но болезненные заряды. Но оказалось, что обычная соль для стрельбы не подходит. Друзья провели несколько полевых испытаний и на этих стрельбах убедились, что пищевая приправа разлетается облаком пыли не дальше метра. Решено было не мучиться и заряжать обрез обычной дробью. Благо она была прикуплена вместе с обрезом.
Потом друзья долго решали, кому же хранить у себя ствол. Страшновато было брать смертоносную игрушку. В конечном итоге договорились о дате, когда будет нанесен ответный удар. По жребию выбрали ответственного за обрез.

Ответный удар

Особых планов нападения приятели не разрабатывали. Вечером в день икс они всемером отправились на разборки. Спрятав обрез в портфель, подошли к дому того, кто совершил первый позорный выстрел.

Подойдя к воротам обидчика, Канат стал вызывать врага на улицу. Приятели затаились за забором. Скоро противник вышел из дома во двор, но, заподозрив засаду, за воротами не появился. Мальчишки сперва начали переругиваться через забор. К Канату, уже не скрываясь, присоединились его друзья. На помощь оппоненту из дома вышел его младший, 13-летний, брат. Противники принялись кидать друг в друга камни и палки.

Защищавшиеся в своем дворе братья оказались в лучшем положении, и их броски были точнее. Это совершенно вывело из себя команду Каната. Один из нападавших, Серик, выхватил из портфеля обрез и выстрелил в сторону забора. Дробь пробила тонкие листы жести и угодила прямиком в младшего из братьев.

Оказалось, что все это время в доме находился отец обоих братьев. Он слышал, как сыновья с кем-то ругаются, но внимания на это не обратил. Только после громыхнувшего выстрела он выбежал во двор. На земле лежал окровавленный младший сын. Старший пытался закрыть его раны руками. Семеро нападавших разбежались.

Несмотря на возраст

Полученные пострадавшим ранения оказались несовместимы с жизнью. 13-летний подросток скончался в больнице спустя два часа. По факту убийства несовершеннолетнего было возбуждено уголовное дело. Все участники кровавой разборки были установлены и задержаны в течение суток. Ребята сразу же во всем признались. Они клятвенно уверяли, что убивать никого не хотели. Стрельбой собирались только попугать зарвавшихся соседей.

В результате все семеро предстали перед судом. Суд подробно выяснил все обстоятельства преступления, однозначно установил непосредственного стрелка – 17-летнего Серика Н.

Парень был признан виновным в умышленном убийстве из хулиганских побуждений. Несмотря на несовершеннолетний возраст подсудимого, суд приговорил его к десяти с половиной годам лишения свободы. Его соучастники были признаны виновными в незаконном обращении с огнестрельным оружием и в групповом хулиганстве. Но с учетом возраста обвиняемых, их раскаяния, содействия следствию, положительных характеристик и пр. суд ограничился для них условным сроком в 3 года.

Виноваты все

– К сожалению, особо тяжкие преступления, совершенные лицами, еще не достигшими даже 18-летнего возраста, – явление, ставшее для нас уже обыденным, – прокомментировал это дело Абинур КАРАБАЕВ, судья-координатор по связям со СМИ специализированного межрайонного уголовного суда города Шымкента. – Подобные дела, где подростки устраивают между собой выяснение отношений с применением огнестрельного оружия, доходя до убийства друг друга, периодически оказываются на рассмотрении уголовного суда.

Суд, конечно, устанавливает виновных, назначает им наказание. Но дело в том, что невиновных в таких делах просто не бывает. Тут и слабая профилактическая и предупреждающая работа правоохранительных органов, и ошибки школьного воспитания, и недостаточное, а то и полностью отсутствующее внимание со стороны родителей и пр., и пр. И хотя приговор получают только осужденные, но наказанными становимся мы все. Причем наказание приходится нести по самой строгой мере.

Поделитесь новостью