Как сообщил исполнительный директор Ассоциации нефтетрейдеров КР Канат Эшатов, в целом ситуация с бесперебойной поставкой горюче-смазочных материалов в Кыргызстан остается стабильной. Наша страна, уверяет нефтетрейдер, обеспечена необходимым объемом.
Так, согласно данным Ассоциации, с 1 января по 10 марта в Кыргызстан импортировано 180,2 тыс. тонн нефтепродуктов, из них бензина – 96,6 тыс. тонн, дизельного топлива – 83,6 тыс. тонн.
«В целом, по стране отмечается снижение розничных цен на ГСМ по сравнению с уровнем на начало года. Так, с 1 января по 11 марта в среднем, по КР, бензин подешевел на 2,1 сомов или 5,1%, а средняя стоимость дизтоплива снизилась на 1,8 сомов или 3,5%», – сказал Канат Эшатов.
Согласно рейтингу Глобалпетролпрайсиз, Кыргызстан находится на 22-м месте из 181 страны по стоимости бензина. При этом наша страна лидирует по дешевизне топлива среди импортозависимых стран.
«Все первые 20 стран являются производителями и экспортерами нефти. К примеру, это Венесуэла, Саудовская Аравия, Туркменистан, Кувейт, Катар, ОАЭ, Иран, Казахстан, Нигерия», – сказал Эшатов.
Он также пообещал, что цены на ГСМ в марте не повысятся. Однако, такую ситуацию нельзя назвать стабильной, в виду многих факторов. Возможно, в апреле, ситуация изменится, а вот в какую сторону – покажет время.
«Всем известно, что ГСМ мы поставляем из Российской Федерации. Благодаря тому, что наши нефтетрейдеры всегда оставляют двухмесячный запас, на нашем рынке нет резких скачков цен. А все потому что у нас в запасе, как правило, есть 1,5 месяца на выравнивание цен», – сказал Эшатов.
Исполнительный директор пояснил, что наша ценовая политика напрямую зависит от поставщика – России.
«Черное золото»
Для всех тех, кто считает, что нефтетрейдеры – люди, чье богатство превосходит годовой республиканский бюджет, исполнительный директор Ассоциации дал разъяснение.
В последнее время активно муссируется тема о том, что нефтетрейдеры работающие в рамках закона и выплачивающие налоги, сборы, зарабатывают значительную прибыль на текущих ценах закупки нефтепродуктов и разнице цен на продаже с нефтебаз и АЗС. Эшатов отметил, что члены ассоциации регулярно становятся лидерами по объемам платежей в бюджет и являются крупнейшими налогоплательщиками страны.
«Все крупные импортеры ГСМ имеют на складах хранения двух-трех месячные запасы нефтепродуктов. Структура этих запасов по закупочным ценам неоднородна, поскольку топливо покупалось в разное время по разным ценам. Учитывая наличие этого запаса, при резком росте закупочных цен, нефтетрейдеры не допускают резкого повышения розничных цен. Снижение также происходит плавно», – сказал сотрудник.
Далее он сказал, что при покупке бензина важно учитывать дополнительные расходы на реализацию, тарифы на железнодорожную транспортировку в Кыргызстане, России и Казахстане, а также налоги в виде акциз, НДС и НСП.
Контрабандный ГСМ
Как рассказал нефтетрейдер, со второй половины 2018 года в Казахстане наблюдается превышение объемов производства бензина над уровнем его потребления. Это связано с завершением модернизации казахстанских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и значительным увеличением объемов производства нефтепродуктов, сказал исполняющий директор.
«В виду профицита казахского ГСМ, нефтепродукт стал поступать к нам от соседей в скрытом виде без уплаты официального налога, словом, в виде контрабанды. Это, прежде всего, отражается на экономике Кыргызстана. Именно поэтому, мы просили наше правительство поскорее посодействовать получить соглашение между Кыргызстаном и Казахстаном на официальный импорт без пошлины», – сказал Канат Эшатов.
Он обратил внимание на то, что контрабанда выгодна минимизированными затратами, оно и понятно, ведь акцизы и прочие налоги занимают примерно 20% в структуре себестоимости топлива.
Согласно экспертной оценке, объем топливной контрабанды составляет порядка 20% от объема рынка Кыргызстана. И тут речь идет не только о бензине и дизеле из соседнего Казахстана, сюда еще относятся нефтепродукты под видом химических веществ, таких как растворители, газоконденсат, углевод, присадки и многое другое.
«ГСМ, по сути, представляют собой товарный бензин, нот импортируется в страну недобросовестными нефтетрейдерами под кодами ТНВЭД, не облагающимися акцизами и другими налогами», – рассказал исполнительный директор.
Так, ежегодно в КР поставляется 250-300 тыс. тонн «нелегального» ГСМ. Эшатов еще раз напомнил, что последствия жестко отразятся на экономике КР.