Социал-демократическая партия Кыргызстана распространила открытое письмо, адресованное торага Жогорку Кенеша Дастанбеку Джумабекову, который 20 марта раскритиковал экс-президента Алмазбека Атамбаева за то, что «народ погряз в долгах» из-за коррупции, которую последний «допустил» за время своего правления. Так спикер отреагировал на высказывания Атамбаева в адрес парламента на митинге в честь Аксыйских событий 17 марта 2019 года.
Ниже представляем вашему вниманию полный текст письма:
«Уважаемый Дастанбек Артисбекович! На пленарном заседании Жогорку Кенеша 20 марта 2019 года в адрес экс-президента страны Алмазбека Атамбаева прозвучали очередные голословные обвинения. На этот раз, из ваших уст, к сожалению.
Глядя на выступление, сложилось впечатление, что вы и сами не особо верите в озвученные вами «фейки». Очевидно, это вынужденная ответная мера в связи с высказываниями экс-президента о некоторой части парламента в его выступлении от 17 марта.
Насколько я осведомлен, экс-президент не собирается вступать с вами в полемику. Но в связи с требованиями наших активистов, считаю важным обратиться к вам с настоящим открытым письмом и напомнить следующие доводы, факты и аргументы:
Первое. Совершенно непонятно, зачем такому опытному парламентарию, как вы повторять за кем-то откровенно популистскую ложь про то, что Кыргызстан при Алмазбеке Атамбаеве якобы «погряз в долгах»?
Вы прекрасно знаете, что Атамбаев стал самым успешным за годы независимости президентом Кыргызстана по части привлечения и эффективного в интересах государства, использования зарубежной финансовой помощи. Сразу оговорю, что под понятием «атамбаевский» период, я рассматриваю весь период с 2011 по 2017 годы. С момента назначения его в декабре 2010 года премьер-министром и до сложения президентских полномочий в ноябре 2017 года Атамбаев оставался ключевым лицом, обеспечивающим приток финансовой и другой помощи в Кыргызстан.
Да, при Атамбаеве получено Кыргызстаном кредитов на $1,8 млрд, но и списаны рекордные суммы долгов — $0,55 млрд. Кроме того Атамбаев обеспечил приход в Кыргызстан $3,5 млрд грантов и другой безвозмездной финансовой помощи. То есть, за годы Атамбаева Кыргызстан получил безвозмездно финансовой и другой помощи от зарубежных стран и международных организаций на сумму более $4 млрд, а внешний долг увеличился всего на $1,3 млрд (!!!) Есть разница?
А теперь посчитайте, кто еще из бывших президентов Кыргызстана добивался такого? Никто!
Второе. Посмотрите, сколько объектов осталось в «наследство» после Атамбаева:
— сотни километров новых дорог;
— сотни новых школ;
— десятки новых предприятий промышленности и в аграрном секторе, построенных с помощью Российско-Кыргызского фонда развития;
— собственное энергетическое кольцо (строительство двух мощных подстанций и ЛЭП «Датка-Кемин»);
— фактически новую ТЭЦ мощностью 300 МВт электрической и 300 Гкал тепловой энергии, построенную на месте вышедших раньше из строя части котлоагрегатов Бишкекской ТЭЦ. Именно эта, новая часть ТЭЦ спасла Бишкек от замерзания в январе 2018 года;
— почти на две трети построенная автодорога «Север-Юг», которая впервые в истории Кыргызстана замкнет собственное транспортное кольцо;
— десятки новых военных объектов и сотни квартир для военнослужащих и силовых структур;
— мост в Оше, построенный за грантовые средства;
— современный ипподром в Чолпон-Ате, построенный за грантовые средства;
— Исторический музей, реконструированный за грантовые средства, отремонтированный театр оперы и балета, новый театр в Таласе;
— капитально отремонтированный центр онкологии, ряд новых современных медицинских клиник;
— десятки новых спортивных комплексов от «Газпрома» во всех регионах Кыргызстана;
— и многие другие объекты…
А теперь скажите, кто еще из бывших президентов Кыргызстана оставил столько новых объектов? Никто!
Третье. Уверен, что в душе вы гордитесь тем, что были вместе с Атамбаевым все эти годы. С ним, безусловно, трудно работать в силу особенностей характера и стиля управления. Но в 2011 году он принял страну, которую считали несостоявшимся государством, в которой разрушался даже главный ее экономический стержень – энергетика. Разграбленную двумя семейно-клановыми режимами страну, где не было света, не было нормальных дорог, а народ находился в постоянно депрессивном состоянии…
В 2011 году по Кыргызстану каждый день шли митинги, а перспективы развития экономики оценивались как крайне низкие.
Четвертое. Подавляющее большинство населения Кыргызстана поддержало начинания Атамбаева и, как результат большого труда народа и усилий государственных структур в 2017 году мы передавали новому руководству страны уже состоявшееся независимое государство. С боеспособной армией, с собственным энергетическим кольцом, с наращенным энергетическим потенциалом.
Передавали страну с хорошими перспективами в экономике.
Передавали страну, в которой народ поверил в свои силы. Страну, где люди стали видеть результаты своего труда, где каждый день проводили не митинги, а тои.
Помимо вышеперечисленного, Кыргызстан имеет сегодня:
— гарантированное электроснабжение;
— гарантированное газоснабжение и обновленное газовое хозяйство;
— свой национальный брэнд в лице Всемирных игр кочевников;
— первые спортивные успехи…
Особым, бесценным достижением Кыргызстана в атамбаевский период стало то, что мы оказались единственной страной Центральной Азии, которая раз и навсегда поставила точку в исторической трагедии 1916 года.
И вы, уважаемый Дастан Артисбекович, хорошо знаете, что все это не произошло само по себе! Что этого результата не могло быть без четкого взаимодействия тогдашнего президента Атамбаева, Жогорку Кенеша, правительства и поддержки народа.
Пятое. Вы прекрасно знаете, что при таком потенциале, который оставил Атамбаев обслуживать внешний долг гораздо легче, чем раньше. Надо только работать. Потому, что полученные в 2011 – 2017 годы кредиты и гранты помогли сделать кыргызскую экономику более конкурентоспособной. Открыли новые перспективы.
Кыргызстан научился зарабатывать намного больше, чем раньше. Впервые в истории Кыргызстана наши предприниматели получили возможность льготного кредитования через Российско-Кыргызский фонд развития, где на эти цели командой Атамбаева оставлены $500 млн.
Да, внешний долг увеличился на $1,3 млрд или в 1,5 раза, но:
— годовой республиканский бюджет Кыргызстана увеличился почти в 3 раза в сомах и в 1,6 раза в долларах США, то есть почти на $1 млрд;
— ВВП (внутренний валовый продукт) вырос почти в 2 раза или на $3,4 млрд. Если в 2010 году внешний долг составлял 58% к ВВП, то в 2017 году – снизился до 54%, с учетом подписанного в 2017 году при Атамбаеве соглашения о списании последней части российского долга. К слову, среднемировой показатель соотношения внешнего долга к ВВП составляет 98%.
Шестое. С первых дней своего президентства в 2012 году Атамбаев развернул системную борьбу с коррупцией. Многое было сделано и это видно по более чем 8 млрд сомов, возмещенным в бюджет в результате борьбы с коррупцией в одном только 2017 году.
Однако, как уже говорил сам экс-президент, он признает, что в ряде случаев оказался слишком доверчивым и о многом узнает только сейчас. Глубоко переживает, что своевременно не получил достоверную информацию об отдельных, работавших при нем, руководителях. Но речь не Сапаре Исакове, Кубанычбеке Кулматове и других наших товарищах, преследуемых новыми хозяевами Белого дома по сфабрикованным обвинениям и откровенно политическим мотивам.
Атамбаев ни в коем случае не станет защищать коррупционеров, но также не будет голословно и бездоказательно обвинять в преступлении кого бы то ни было. Он уже говорил, что если будут доказаны конкретные факты коррупции с участием лиц из его окружения, то сам лично их публично осудит.
И вот уже год ковыряют все окружение экс-президента и кроме преследования по политическим мотивам ничего не происходит.
Седьмое. Атамбаев никогда не смешивал понятия борьбы с коррупцией и борьбы с политическими оппонентами. Работавшая почти 4 года генеральным прокурором Аида Салянова однозначно утверждала в одном из недавних интервью, что никаких команд по уголовным делам и уголовному преследованию от Атамбаева ей не поступало.
Восьмое. Время расставит все по местам и в вопросе о модернизации ТЭЦ. У экс-президента нет никакой необходимости кого-либо там выгораживать, как Вы выразились. Уже сейчас становится очевидным полное отсутствие доказательств вины Жанторо Сатыбалдиева, Сапара Исакова, Осмона Артыкбаева, Салайдина Авазова, Айбека Калиева и других обвиняемых по модернизации ТЭЦ. Бог даст, справедливость восторжествует и они будут оправданы. По словам адвокатов, обвинительное заключение лишено фактов, сплошь заполнено домыслами и намеками. Распускаемые слухи о многомиллионных и других взятках не подтвердились. Сейчас становятся ясным, что именно новая часть ТЭЦ, построенная в рамках модернизации, спасла Бишкек от полного замерзания в январе 2018 года. А реальные виновники аварии на ТЭЦ, безусловно должны понести заслуженное наказание.
Торага Жогорку Кенеша безусловно обладает информацией, почему идеологи расправы над Сапаром Исаковым и Жанторо Сатыбалдиевым упорно отказываются от проведения международного аудита по модернизации ТЭЦ Бишкека. Ведь серьезные специалисты обязательно подчеркнут, что модернизация ТЭЦ Бишкек была выгодным проектом для Кыргызстана и она осуществлена по самой низкой цене в Центральной Азии в пересчете на 1 МВт добавленной мощности.
Уверен, многим депутатам придется потом краснеть за то, что притворялись и якобы верили в «высосанную из пальца», по словам адвокатов, откровенно сфабрикованную цифру в $111 млн ущерба при модернизации ТЭЦ. Эта цифра имеет примерно такую же природу происхождения, что и дилетантские заявления некоторых активистов о том, что якобы «все депутаты – воры» или, что каждый депутат «съедает» в год из бюджета по 7 млн сомов.
Политический заказ очевиден на фоне того, как не имеющие соответствующей квалификации «эксперты» ГКНБ представляют явно заниженные расчеты на $275 млн по якобы «российской методике», которую никто в России не применяет. Но при этом нагло игнорируются официальные расчеты ведущего российского института из Новосибирска, посчитавшего, что на модернизацию ТЭЦ Бишкека требовалось потратить $518 млн. По версии ГКНБ, не только предложение TBEA ($386 млн), но и все мировые и региональные цены оказываются якобы «оторванными от реальности» и «завышенными».
Девятое. Судебная реформа вступает в решающую фазу и ее катализатором будут служить 7 новых кодексов и законов, принятых в бытность Атамбаева президентом Кыргызстана.
Новые законы и кодексы предполагают революционные изменения в судебной и правоохранительной практике. Делают процессы более открытыми, а права человека более защищенными, открывают возможность сломать старую коррупционную систему в судах, органах дознания и следствия. Адвокаты и правозащитники уже сейчас отмечают прогрессивные изменения и это только начало.
Но для того, чтобы новые кодексы и законы показали все свои плюсы необходимо вести грамотную и последовательную работу по их имплементации. Чтобы не получилось как с размерами штрафов за плевки и ДТП: в 2016 году правительство Жээнбекова полностью поддержало проект кодекса о нарушениях, а после его принятия кодекса в 2017 году, кабинет министров имел еще 2 года (!!!) но не удосужился «примерить» размеры штрафов к реальной жизни. А ведь именно в этом была главная задача.
Глубоко ошибочно строить расчеты по решению бюджетных проблем за счет штрафов! Именно об этом говорил экс-президент 17 марта.
Десятое. Благодаря политической воле Атамбаева наша страна имеет сегодня самую прогрессивную и справедливую избирательную систему в регионе.
На фоне того, какую сложную конструкцию транзита власти вынуждены осуществлять в соседнем Казахстане, думаю, депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики гордятся и тем, что Кыргызстан первым осваивал практику мирной передачи власти. И заслугу в этом Алмазбека Шаршеновича Атамбаева нельзя забывать.
В 2016 году ряд отечественных политтехнологов и политиков убеждали нас в том, что если в проекте поправок в Конституцию будет заложена возможность переизбрания на второй срок, то боящийся перемен парламент проглотит это «на ура» и без всяких опасений проголосует «за». Атамбаев отверг как это предложение, так и предложение закрепить за экс-президентом право возглавлять Совет безопасности первые два года после окончания президентского срока в целях обеспечения преемственности.
Уважаемый Дастанбек Артисбекович!
В век информационных технологий общественные процессы развиваются намного быстрее, чем в прежние годы. Чтобы реабилитировать честное имя Исхака Раззакова потребовалось более 30 лет. В 60-е годы прошлого столетия он был обвинен в коррупции и национализме с подачи завистников и недоброжелателей из числа его собственных выдвиженцев. А сегодня его имя считается эталоном честности и интернационализма.
Понимание народом выдающейся роли Турдакуна Усубалиева в развитии Кыргызстана пришло через 6-7 лет после начала очернительской кампании против него. Представители так называемой «номенклатуры» (прежнее название политической элиты) обвиняли патриарха в растрате государственных средств на помпезные объекты, в том числе на Музей Ленина (ныне Исторический музей), обвиняли в гонениях на политических оппонентов. Сегодня он по праву считается отцом кыргызской энергетики и воспитавшим целых два поколения квалифицированных государственных управленцев.
Алмазбек Атамбаев, по мнению историков и политологов, с которыми мне довелось общаться, тоже останется в ряду лидеров Кыргызстана, которые созидали и строили. Рано или поздно ему зачтутся заслуги в укреплении единства народа и основ государственной независимости Кыргызстана. Причем, как считают специалисты, реабилитация честного имени Атамбаева А.Ш. произойдет независимо от того, хотят этого представители сегодняшней так называемой политической элиты или не хотят. Есть вещи, которые не решают президенты и парламенты. Есть вещи, которые определяет народ, время и историческая наука.
С уважением,
Фарид Ниязов, экс-руководитель Аппарата Президента Кыргызской Республики».