Апокалипсис в недропользовании, или Как сегодня «живет» самая коррумпированная отрасль Кыргызстана

Автор -
481

Ряд отечественных СМИ все чаще публикует информацию о том, что в адрес Госкомитета промышленности, энергетики и недропользования КР (ГКПЭН) поступает критика не только от владельцев лицензий, инвесторов и ряда высокопоставленных чиновников, но от самого главы государства Сооронбая Жээнбекова.

Не вдаваясь в подробности «подводных течений» целой отрасли недропользования, а также, почему именно более 500 заявок так и остались принимать форму стола, можно с уверенностью сказать, что ГКПЭН прекратил заниматься своими прямыми обязанностями. А ведь это чревато не только простоем работы предприятий, потерей рабочих мест и пополнения госбюджета, но и значительно подрывает имидж страны и портит ее инвестиционный климат.

О том, что уже без малого полгода как Госкомпромэнерго  находится в состоянии анабиоза, наверное, не писал только ленивый. Ленты пестрят видео с закрытыми наглухо кабинетами, в которых обязаны находиться  сотрудники отдела лицензирования и управления разработки недр, а если вдруг повезет и оного застанут на рабочем месте, то  несчастные «ходоки» вынуждены довольствоваться отказом в выдаче лицензионных бумаг. Всех мучает вопрос, почему так происходит?

Некоторые источники выдвигают предположение, что частично в этом виновен председатель  парламентского комитета ЖК КР по ТЭК Кожобек Рыспаев, поскольку главу ГКПЭН Эмиля Осмонбетова на эту должность «продвинул» именно Кожобек Джайчыбекович.

Между тем, это всего лишь гипотеза, но тогда почему Рыспаев индифферентно относится к тому, что творится в стенах подконтрольного ему ведомства? Почему даже для галочки не пожурит нерадивых сотрудников? По сей день, в Госкомпромэнерго  остаются вакантными должности двух заместителей. Более того, ходят слухи, что были уволены не только замы, но и ряд других специалистов освободили занимаемые ими должности по собственному желанию. Почему люди вынуждены уходить?

Как говорится, рыба гниет с головы и потому, что на данный момент происходит в данном ведомстве, львиная доля ответственности лежит на его руководителе Эмиле Осмонбетове. И пусть он геолог и кандидат наук, но он не сведущ в кадровой политике, поскольку  никогда не руководил людьми.

Напомним, что в начале февраля текущего года во время заседания Совбеза под председательством президента Сооронбая Жээнбекова секретарь Совета безопасности Дамир Сагынбаев рассказал, почему Эмиль Осмонбетов не был освобожден от занимаемой должности, когда были выявлены недостатки и коррупционные явления, в сфере недропользования, а лишь получил выговор. Сагынбаев заявил, что в ходе подготовки материалов, именно Осмонбетов помог им предоставить информацию, показывающую, что сфера недропользования нуждается в серьезном пересмотре, что включает изменение закона.

Данный аргумент настолько нелепый, что кроме недоумения у адекватного человека, более ничего вызвать, не способен. Про плачевное состояние стратегической отрасли нашей страны, и, о ее реформировании говорят еще с 1996 года. Теперь становится ясно, почему Сооронбай Шарипович раскритиковал профильный орган, назвав его самым коррумпированным.

Для сравнения, в период работы во главе Дуйшенбека Зилалиева, который в настоящее время находится в СИЗО ГКНБ, проблем с выдачей лицензий и прекращением функциональных обязанностей лицензионной комиссии не было, как и не наблюдалось кадрового коллапса.

Данияр Аманов.

Поделитесь новостью