Между Кыргызстаном и Казахстаном назревает конфликт — СМИ России

Накануне юбилейного саммита стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), празднование которого состоится в мае в Нур-Султане, назревает конфликт между Кыргызстаном и Казахстаном. Бишкек намерен отозвать министров коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) для проведения консультаций по ситуации на кыргызско-казахской границе, где скопилось более 250 груженных машин кыргызской продукцией, пишет «Вестник Кавказа» (ниже полный текст публикации):

Казахстан вновь не пропускает киргизские грузы. Аналогичная ситуация была осенью 2017 года, когда киргизский президент Алмазбек Атамбаев выступил с рядом резких заявлений в адрес Астаны и лидера Нурсултана Назарбаева, обвинив его во вмешательстве во внутренние дела Киргизии. В ответ Казахстан перекрыл границу. В нынешней ситуации политики нет. Казахстанская сторона указывает, что скопление автотранспортных средств на киргизско-казахстанской границе образовалось в связи с нежеланием перевозчиков проходить дополнительный досмотр.

По информации Комитета государственных доходов Министерства финансов Киргизии, на границе осуществляется проверка и сканирование следующих документов: CMR (международная товарно-транспортная накладная), ТТН (товарно-транспортная накладная), инвойс или счет-фактура, техпаспорт на транспортное средство, талон о прохождении границы. «Подобные действия являются осуществлением скрытого таможенного контроля, что в корне противоречат нормам ЕАЭС, а также нарушают положения статьи 25 Договора о ЕАЭС в части обеспечения свободы передвижения товаров на внутреннем рынке ЕАЭС», — говорится в заявлении Минэкономики Киргизии.

По данным ведомства, на киргизско-казахстанском участках государственной границы контроль в отношении транспортных средств, загруженных товарами народного потребления, был усилен с 19 марта. Каждое транспортное средство, перевозящее товар, подвергается тщательному досмотру, в связи с чем время пересечения границы значительно увеличивается. «Кыргызстан в связи со сложившейся ситуацией считает, что проводимые казахстанской стороной дополнительные меры контроля являются нарушением норм права ЕАЭС и ограничивают свободу передвижения товаров — основополагающих принципов функционирования единого рынка ЕАЭС. Вместе с тем следует отметить, что такие меры влекут для поставщиков Кыргызстана финансовые издержки, связанные с увеличением простоя, а также негативные последствия, связанные с невыполнением обязательств перед контрагентами по срокам поставки товаров, что приведет к снижению экономической активности страны в целом», — отмечается в сообщении.

Киргизский политик и общественный деятель Токтайым Уметалиева побывала на киргизско-казахстанской границе в районе контрольно-пропускного пункта «Ак-Тилек Автодорожный».

В комментарии для «Вестника Кавказа» она подтвердила, что там выстроились километровые очереди большегрузных автомобилей со скоропортящимися товарами. «Это преднамеренный удар по малому и среднему бизнесу Кыргызстана причем по тому сегменту, в котором нет вложенных казахстанских инвестиций.

Это не первый случай закрытия границ, создания искусственных преград или усиления проверок наших граждан. Это связано с коррупцией в соответствующих министерствах и ведомствах Казахстана и некомпетентностью киргизской стороны. В частности, подписанные в рамках ЕАЭС договоры, не указ, а формальные решения для казахстанских коллег. Внутри ЕАЭС должны быть созданы равные условия и возможности для всех предпринимателей стран, входящих в это интеграционное объединение», — подчеркнула Уметалиева.

Киргизия, со свой стороны, принимая оптом кодексы и другие нормативные акты с грубейшими нарушениями технических регламентов и «дорожной карты», дает основания тому, чтобы с ней не считались. Киргизский политик также указала на то, что на ответственные должности попадают случайные люди, не имеющие должного образования и опыта работы. Они получают портфели «по кумовству и сватовству».

«О каком сотрудничестве может быть речь? Вопрос нужно решать на уровне глав государств. Данную ситуацию урегулировать придется самим автоперевозчикам. Ситуация на границе — это показатель бессилия действующей власти и стагнации ЕАЭС», — заключила Токтайым Уметалиева.

По мнению научного сотрудника Института востоковедения, кандидата исторических наук Александра Воробьева, действия казахстанской стороны выглядят как выход за рамки договоренностей о свободном передвижении товаров и услуг, установленных договором о ЕАЭС.

«Однако у Нур-Султана есть аргументы и доводы на этот счет. Они заключаются в том, что Бишкек не выполняет должным образом своих обязательств по контролю за качеством ввозимой продукции и соответствию грузов заявленным документам. Поведение, описываемое фразой «если очень хочется, то можно», уже не считается дурным тоном в рамках ЕАЭС», — сказал «Вестнику Кавказа» Александр Воробьев. Подобным, по его словам, грешат и Россия, и Белоруссия.

«Обвинения в адрес Бишкека небеспочвенны. Киргизия не до конца выполнила свое «домашнее задание» по усилению контроля над документацией и качеством ввозимых грузов, по усилению контроля за контрабандными потоками через внешние таможенные границы. Нур-Султан использует защитные меры сверх необходимого — то есть, в протекционистских целях, заведомо зная, что Бишкек — как более слабый участник объединения — не сможет должным образом постоять за свои права», — отметил эксперт.

По его мнению, ЕАЭС подходит к юбилейному саммиту в состоянии глубокой стагнации. Интеграционное объединение серьезным образом «обюрократилось», заменив работу по существу работой над формальностями. Действительно прорывные решения в рамках ЕАЭС могут приниматься только на уровне глав государств и лишь отчасти на уровне глав правительств. Глубинная причина стагнации ЕАЭС заключается в том, что ни одна из стран-участниц объединения, включая Россию, не готова всерьез поступаться своими экономическими интересами и суверенитетом в пользу развития интеграционного объединения. Нет серьезных усилий — нет развития.

 

Поделитесь новостью