«Ритм Евразии»: Разногласия между бывшим и нынешним президентами Кыргызстана перешли на партийный уровень

Автор -
860

В Кыргызстане произошли два события, которые, вероятно, определят векторы политической жизни республики на ближайшие полтора года – до очередных выборов в парламент, говорится  в статье «Ритм Евразии», далее автор пытается разобраться в ситуации:

Прелюдия

Социал-демократическая партия Кыргызстана (СДПК) считается правящей в республике, так как имеет в парламенте больше своих представителей, чем другие партии, хотя и не обладает большинством. При этом бывший президент Алмазбек Атамбаев и нынешний – Сооронбай Жээнбеков представляют именно СДПК.

Между ними вот уже который месяц идет жесткая борьба за влияние. Несмотря на то, что экс-президент активно продвигал нынешнего президента в кресло главы государства, Жээнбеков не захотел быть марионеткой и стал проводить независимую политику. Аресты соратников экс-президента, вплоть до бывших премьер-министров, поставили крест на дружбе и сотрудничестве между двумя лидерами.

Мало того, бывшему президенту Атамбаеву стали грозить лишением иммунитета и привлечением к уголовной ответственности. Многие депутаты в парламенте, когда-то преданные Атамбаеву, и политические деятели вдруг от него отвернулись и перешли на сторону его оппонентов. У экс-президента на руках осталось слишком мало политических инструментов для ведения борьбы. Кроме одного – он еще является председателем СДПК, и это козырь, с которым Атамбаев собирается идти на парламентские выборы. За влияние в партии ныне и развернулась борьба.

Бодание близнецов

Для расшатывания последнего оплота Атамбаева сторонники нынешнего президента поставили задачу сместить экс-президента с поста председателя партии. Для этой цели было создано движение «СДПК без Атамбаева», которое объявило о проведении внеочередного съезда, назначенного на 3 апреля. Правда, вместо анонсированных 300 делегатов присутствовало примерно 150. Присутствовавшие довольно быстро проголосовали за лишение Атамбаева поста председателя партии и лишения членства в ней же, после чего выбрали нового – Сагынбека Абдырахманова. После съезда новоиспеченный председатель альтернативной СДПК потребовал отдать печать партии и объявил о ее перерегистрации и участии в парламентских выборах.

Через три дня, 6 апреля, прошел другой съезд СДПК во главе с Атамбаевым. При этом он прошел более организованно, согласно уставу партии, с выборами делегатов от регионов, а не назначениями, как у конкурентов.

Как отмечают эксперты, первый раунд выиграл Атамбаев. В частности, отмечается, что в новоиспеченной, альтернативной провластной СДПК партии только один человек имеет партийный билет, остальные же не являются членами партии, соответственно, и легитимность новой структуры – нулевая. Вопреки ожиданиям, экс-президента поддержали примерно десять членов парламентской фракции от СДПК, а заместитель председателя партии и член парламента Ирина Карамушкина, комментируя съезд альтернативной организации, сказала, что раскола в партии на самом деле нет, есть отколовшиеся.

Нюх по ветру

Киргизская политическая жизнь отличается тем, что политики легко меняют членство, переходят из одной партии в другую даже в течение одного года в зависимости от того, кто сильнее и с кем скорее можно прийти во власть. Например, в недавнем прошлом председатель Партии коммунистов Исхак Масалиев является ныне членом парламента от партии «Онугуу-Прогресс».

И если говорить о том, каковы шансы СДПК Атамбаева на парламентских выборах, то можно сказать, что их стало больше. Два съезда показали, что экс-президент, которого покинули многие соратники и перешли на сторону нынешнего президента, постепенно набирает силу. И это несмотря на давление, которое он ощущает, на арест пяти членов политсовета и бывших высших чиновников, уголовные дела на других соратников.

В Киргизии в парламент можно попасть только по партийным спискам, вдобавок, согласно недавним поправкам, существует 9-процентный порог для партий, который на прошлых выборах был 7-процентным. То есть членом парламента можно стать только в составе сильной партии. Исходя из этого, лидер недавно сформированного оппозиционного блока Азимбек Бекназаров объявил, что он и его сторонники будут бороться за изменения в конституции, то есть за переход к мажоритарной системе. Другого способа попасть им в парламент нет, так как сам Бекназаров и его соратники зарекомендовали себя как неуправляемые и недалекие люди. А власти хочется.

«Они при нынешней системе в парламент не попадут, увеличение порога с 7 до 9 процентов делает это невозможным, у них нет денег, нет поддержки, – считает бишкекский политолог Игорь Шестаков. – И вообще парламент превращается в некий олигархический клуб, ЗАО «Жогорку Кенеш» (парламент. – Авт.)».

Соответственно, перед малыми партиями стоит задача объединиться с партией большой. Например, парламентская партия «Кыргызстан» перед прошлыми выборами считалась партией-сателлитом СДПК, потому и прошла через сито выборов, хотя, как показало время, союзник она ненадежный, и аналитики полагают, что нынешняя власть в лице альтернативной СДПК выберет себе другого «попутчика». На эту роль и будут претендовать «малые» партии. У тех же, кто в немилости у власти, появился теперь шанс – ныне оппозиционной партии СДПК Атамбаева.

«Время до выборов еще есть. К Атамбаеву могут примкнуть обиженные нынешней властью бизнесмены, политики, могут появиться неожиданные альянсы, какие-то партии усилятся, какие-то ослабнут, – считает И. Шестаков. – В кыргызской политике политические вариации могут быть совершенно неожиданными – бывшие враги вдруг становятся друзьями, а союзники вдруг начинают ненавидеть друг друга».

Пока наблюдатели

В Киргизии все же есть политические силы, которые были и являются относительно самостоятельными в выборе союзников, хотя и они зависят от ситуации. Лидера партии «Республика» Омурбека Бабанова нынешний президент Сооронбай Жээнбеков еще во время выборов объявил коррупционером и обещал открыть на него уголовное дело, если станет главой государства. Так и случилось: в результате Бабанов вынужден скрываться за границей. Однако он может все же договориться с Жээнбековым, вернуться в страну и даже занять пост премьер-министра. Но взамен этот политический тяжеловес должен будет стать лояльным по отношению к президенту и призвать к тому своих сторонников, каковых немало: достаточно сказать, что на президентских выборах он набрал 35% голосов.

Однако Бабанов может и не пойти на компромисс. Перед прошлыми парламентскими выборами он объединился с другой партией – «Ата-Журт», другим политическим тяжеловесом Камчибеком Ташиевым, и теперь в парламенте есть объединенная фракция «Республика – Ата-Журт». Каждая из этих партий сама по себе может и не пройти в парламент, поэтому им нужно объединяться. Судя по всему, они останутся союзниками. Другой вопрос – самостоятельно пойдут на выборы или составят альянс с Атамбаевым?

Если экс-президент сумеет еще в этом году существенно усилить свои позиции, то союз с ним не только позволит тандему Бабанов–Ташиев пройти в парламент, но и сохранить лицо, не идя на соглашение с президентом Жээнбековым.

Хотя, как считает политолог Марс Сариев, вряд ли Бабанов пойдет на союз с Атамбаевым. «Жээнбекову нужны союзники. И такой тяжеловес, как Бабанов, мог бы ему помочь в борьбе против Атамбаева на парламентских выборах, голоса его сторонников пригодились бы нынешнему президенту, – полагает М. Сариев. – Уже есть информация, что переговоры состоялись, но стороны не договорились, потому что Бабанов хочет не только прекращения уголовного дела и возвращения в страну, но и пост премьер-министра. То есть вопрос «Кто с кем?» – это вопрос торга, вопрос сиюминутной выгоды. Партии сейчас будут торговаться с той и с этой стороны, чтобы хотя бы что-то урвать. И на фоне нынешних событий Омурбек Бабанов – «самая выгодная невеста» с большим калымом в виде избирателей. И если он вдруг войдет в альянс с Атамбаевым, то с его 600-тысячным электоратом он сможет кардинально перерисовать политическую картину. Ситуация пока приобретает очертания, кто с кем пойдет дальше, – пока не ясно, хотя векторы уже видны. Вопрос только в том, кто какой вектор выберет».

Что бы ни случилось на политическом поле Киргизии, противостояние бывшего и нынешнего президентов никак не идет на пользу стране. Обе стороны слишком вовлечены в политическую борьбу, слишком заняты собой и своими противниками, чтобы обращать внимание на экономику и социальную сферу.

Этот раскол невыгоден и странам-партнерам Киргизии, особенно по ОДКБ и ЕАЭС. Тяжело иметь дело со страной, где нестабильная ситуация в верхах становится нормой.

Поделитесь новостью