14-15 апреля состоялся первый государственный визит президента Казахстана Касым-Жомарта ТОКАЕВА в Узбекистан.
Встреча президентов двух центрально-азиатских стран прошла на приподнятой ноте: Токаев подчеркнул, что в Казахстане «с большим интересом наблюдают за развитием Узбекистана», а Шавкат МИРЗИЁЕВ поздравил коллегу с вступлением в должность главы государства.
По итогам переговоров президенты приняли обширное Совместное заявление, охватывающее практически все аспекты двустороннего сотрудничества – в документе поставлена сверхзадача довести в течение двух лет объем взаимной торговли с нынешних трех млрд долларов до пяти.
Наконец, визит Токаева в Ташкент дал старт Году Казахстана в Узбекистане. Событие это несет, пожалуй, не меньшее количество подтекстов и дополнительных смысловых нагрузок, чем недавний визит казахстанского президента в Москву – хотя обсуждалось оно в информационном пространстве значительно менее активно, пишет Жанар Тулиндинова на сайте Ia-centr.ru:
Во-первых, очевидна та уверенность и последовательность, с которой Токаев легитимизирует себя в международном пространстве в качестве полноправного президента, а не врио или «транзитного» руководителя страной. Хотя, пожалуй, эти заблуждения уже развеяны энергичными действиями Касым-Жомарта Кемелевича. Отметим, что визиту Токаева в Ташкент предшествовала любопытная новость: 10 апреля узбекский портал Podrobno.uz сообщил о переносе на более поздний срок даты второго неформального саммита глав государств Центральной Азии – ранее планировалось, что это мероприятие состоится 12 апреля в Ташкенте.
В связи с чем был отложен саммит в новости не уточнялось, однако предположим, что это связано с периодом неопределенности в казахстанской политике. Вероятно, в ходе визита Токаев развеял все сомнения (если таковые имелись) центрально-азиатского коллеги. Очередность международных визитов нового президента всегда дает богатую почву для прогнозов относительно его внешнеполитических приоритетов.
И хотя первым пунктом программы международных поездок Токаева стала Москва, статус визита в Ташкент (государственный) выше московского (официальный). Вероятно, тем самым новый казахстанский президент подает сигнал о том, что в его внешнеполитической стратегии приоритеты смещаются на соседей по Центральной Азии.
Политический аналитик, главный редактор информационно-аналитического портала «Резонанс.kz» Султанбек СУЛТАНГАЛИЕВ отмечает, что инициатива по организации визитов Токаева в Москву и Ташкент принадлежала лидерам России и Узбекистана, которые таким образом продемонстрировали поддержку политическим изменениям в Нур-Султане. «В отличие от сверхосторожного Пекина, напоминающего своей медлительностью умного слона в посудной лавке, Москва и Ташкент однозначно определились со своими симпатиями и поспешили проявить лояльность грядущим изменениям», — поясняет С. Султангалиев. Наконец, встреча Токаева и Мирзиёева во многом символична – оба они принадлежат ко второму поколению лидеров постсоветских стран, оба прошли школу двух патриархов центрально-азиатской политики – Каримова и Назарбаева, оба имеют негласный статус преемников. Мирзиёев не понаслышке знаком со спецификой и тонкостями процедуры транзита власти в политической системе, во многом схожей с казахстанской.
К тому же опыт узбекского транзита неизбежно проецируется на Казахстан – вероятно, от Токаева будут ждать шагов по либерализации экономики и политической сферы, аналогичных тем, что предпринял Мирзиёев. А значит, двум президентам соседних дружественных стран есть, что обсудить.
На это указывает и С. Султангалиев. «Начало политических реформ в Узбекистане, связанное с Шавкатом Мирзиеёвым, должно стать актуальной темой для размышлений и акординских политиков и идеологов.
Казахстану уже давно пора отказаться от самообманчивого высокомерия, а внимательно перенимать опыт Монголии и Узбекистана, как в экономической политике, так и в углублении демократизации в обществе и государстве», — говорит политический аналитик. С. Султангалиев указывает на то, что между Казахстаном и Узбекистаном есть две ключевые узловые проблемы.
«Первая экономическая – это рациональное и взаимовыгодное использование водных ресурсов. Вторая — военно-политическая — это углубление сотрудничества в вопросах национальной безопасности и формировании ответа на вызовы со стороны международного терроризма. Последняя проблема является более актуальной для Узбекистана вследствие географического соседства с потенциальными очагами мирового терроризма, но и Казахстану необходимо держать ухо востро, учитывая прозрачность наших совместных границ.
Необходимо также отметить и вопрос опосредованного влияния Узбекистана на внутриполитические процессы внутри нашей страны так как узбеки являются третьим по численности этносом в Казахстане (свыше 576 тысяч по оценке на 1 января 2018 года) и его удельный вес будет только увеличиваться, учитывая национальные семейный традиции узбеков и отток русскоязычного населения из страны», — подытоживает эксперт.