Православные христиане отмечают в воскресенье один из великих праздников — Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье. Он открывает последний этап подготовки к встрече главного торжества — Воскресения Христова или Пасхи, которая в этом году приходится на 28 апреля.
История праздника
Праздник посвящен воспоминаниям о торжественном входе Христа в Иерусалим. Сведения об этом событии содержатся во всех четырех Евангелиях — от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Согласно Евангелию, в последний год своей земной жизни Иисус отправился в Иерусалим вместе с учениками и по пути он получил известие о болезни Лазаря из Вифании, которого называл свои другом. Ко времени прихода Христа в Вифанию Лазарь уже умер, его тело четыре дня покоилось в погребальной пещере. Придя к ней, Иисус начал молиться, а затем воскликнул: «Лазарь, иди вон!». После этих слов усопший воскрес и вышел из гробницы.
На следующий день Христос подъехал к Иерусалиму, где перед праздником иудейской Пасхи собралось множество паломников. Горожане ожидали увидеть торжественное появление Спасителя, но к их удивлению он въехал в городские ворота верхом не на коне, как триумфатор, а на скоромном осле. Народ приветствовал Иисуса, дорогу перед ним застилали одеждой и пальмовыми ветвями, которыми на Востоке чествовали победителей и брали с собой в паломничество по святым местам. С тех пор пальмовые ветви используются как атрибут праздничных богослужений у восточных христиан и католиков. В России и некоторых других странах их заменили букеты из веточек вербы.
Затем Христос направился в Иерусалимский храм, где велась подготовка к пасхальным жертвоприношениям: сгоняли жертвенный скот, открывали торговые и разменные лавки. Он выгнал оттуда всех торговцев, что вызвало гнев первосвященников, однако никто не посмел ослушаться. Когда же Христос исцелил всех немощных и больных, пришедших к храму, народ еще больше поверил в него как в спасителя Израиля. Вечером он вернулся в Вифанию, в дом Лазаря, вместе со своими учениками и последователями.
Особенности и традиции
Вход Господень в Иерусалим отличается от других двунадесятых праздников тем, что формально не имеет в церковном календаре дней предпразднства (накануне праздника) и попразднства (после него), поскольку приходится на период между Четыредесятницей и Страстной неделей. На праздник в православных храмах освящают ветки вербы. Этот чин проводится накануне, во время всенощного бдения в Лазареву субботу. Затем освященную вербу раздают прихожанам, которые держат ее всю службу вместе с горящими свечами.
«Во время Входа Господня в Иерусалим люди встречали Спасителя с пальмовыми ветвями и постилали по дороге свои одежды. Так как у нас не растет пальмовое дерево, как на Востоке, мы используем вербу. Верба первой просыпается у нас от зимнего сна, словно проповедует о воскресении мертвых, о том, что впереди весна жизни, а все, скованное морозом, скоро оживет и покроется листьями или цветами. Нужно помнить, что верба освящена и выбрасывать куда попало ее нельзя. Следует сжечь сухую веточку, а пепел закопать в месте, которое не попирается ногами, либо пустить в реку. Если же мы хотим сохранить вербу, то, принеся ее из храма, ставим в вазу с водой и потом высаживаем», — рассказал ТАСС настоятель Богоявленского собора в Елохове протоиерей Александр Агейкин.
С праздником Входа Господня в Иерусалим в разных странах связаны интересные традиции. В Иерусалиме в этот день совершается величественный крестный ход во главе с патриархом Иерусалимской православной церкви. С иконой праздника процессия с пальмовыми ветвями проходит дорогой Спасителя: с Елеонской горы спускается в Гефсиманию и вступает в Старый город. Также на Востоке есть традиция крестного хода с младенцами в этот день, поскольку именно дети устилали ветвями дорогу Христу.
В восточнославянской традиции освященной вербе придавали особую силу, верили, что она может спасти от грозы, помогает больным исцелиться, а также может уберечь домашний скот от болезней, сглаза и нападений хищных животных. С праздником также было связано много пословиц и примет, в частности считалось, что мороз в этот день предвещает хороший урожай яровых культур.