«Причина смерти — сердечный приступ, а у него никогда не было проблем с сердцем». В чем причина гибели кыргызстанца в Петербурге?

Автор -
1996

21-летний Артык Орозалиев на здоровье никогда не жаловался и ничем не болел. Мечтал посмотреть Россию и Петербург, но умер здесь от сердечного приступа прямо во время рабочей смены. В соцсетях историю раскручивают, связывая произошедшее с тяжелыми условиями работы курьерами. Не только о влюбленной паре в разной униформе, что была использована и как маркетинговый ход, пишут в группах. «Фонтанка» пыталась разобраться – почему.

«Причина смерти — сердечный приступ, а у него никогда не было проблем с сердцем». «Фонтанка» поговорила с родственниками погибшего курьера из «Яндекс.Еды» и его коллегами

Михаил Терещенко/ТАСС

 

Артык Орозалиев приехал в Петербург из маленького киргизского села Торт-Куль почти полгода назад. Молодой человек не хотел, чтоб его обеспечение  лежало на плечах родных. Устроился в службу доставки «Яндекс.Еда», развозил заказы  на велосипеде. 16 апреля у Артыка на 11 часу рабочей смены, когда он ехал с доставкой,  случился сердечный приступ. Его родственники и коллеги по цеху считают, что здорового 21-летнего парня могла довести до могилы нелегкая работа.

Тимур Орозалиев, старший брат,  воспитывавший парня с пеленок, рассказал «Фонтанке», что хочет разобраться в причине  смерти Артыка после похорон (тело уже везут в Киргизию через Москву – прямых рейсов нет).

– Он всегда мечтал посмотреть Россию, очень хотел туда приехать. Петербург ему нравился, мосты особенно любил… – рассказывает брат сквозь слезы. —  Он просился, и я его отпустил с еще одним братом. Мы ему здесь дом купили и должны были женить. В деньгах он не нуждался. Он мне был как сын, рос со мной с 7 месяцев… Я его отговаривал, но он все равно поехал. Работал, потому что самостоятельный. В «Яндекс.Еде» работал, наверное, чуть больше месяца, и ему там нравилось. Рассказывал, что вот купил велосипед за 40 тысяч и теперь ездит и развозит еду.

– На усталость не жаловался? 

– Нет, не жаловался. Говорил, что график сложный и что его оштрафовали – не успел вовремя доставить что-то. Хотел загладить свою оплошность перед начальником…

Сейчас уже сделана экспертиза. Криминала не выявлено, причина смерти — сердечный приступ, а у него никогда не было проблем с сердцем. Я советовался со знакомым кардиологом, и он мне сказал, что у абсолютно здорового человека от перенагрузки такое могло произойти.

– Вариантов, конечно, может быть много… Будете как-то пытаться разобраться в ситуации? 

– Мне бы хотелось все узнать и разобраться. Но пока точно не знаю. Я еще в шоковом состоянии. Нашему горю уже не поможешь, но можно помочь другим, уберечь кого-то. Если будет надо, я могу вылететь в Петербург. Он не гастарбайтером был… человеком. И вообще очень обрусевшим парнем был, музыку русскую слушал. Еще он очень общительным был. С нами много разных людей связалось после этого, пытаются поддержать как-то.

Перед публикацией Тимур Орозалиев сообщил, что представители «Яндекс.Еды» все же связались с ним сегодня, попросили прислать заключение о смерти и предложили помощь. Стоит отметить, что в самой компании еще 19 апреля заявили, что вышли на связь с его семьей.

Изнутри

Пока родственники Артыка Орозалиева готовятся к похоронам, неравнодушная общественность активно обсуждает, что послужило  причиной смерти молодого парня. После первой публикации о его смерти в соцсети «ВКонтакте» сразу несколько  представившихся курьерами написали, что компания не виновата и не заставляет людей чрезмерно много работать.

Мы нашли трех мужчин, которые еще совсем недавно работали или работают там до сих пор, и узнали их впечатления от работы. Так, 21-летний петербуржец Андрей Дмитриев, уволившийся из сервиса доставки пару недель назад, рассказал, что за 12 часов смены в «Яндекс.Еде» можно заработать до пары тысяч рублей. За нарушение сроков доставки штрафов нет, но они автоматически уменьшают размер вознаграждения. Штрафы есть только за невыход на смену (1,5 тыс. рублей) и за опоздание на неё (500 рублей).

Дмитриев отмечает, что каждый курьер может попросить небольшой перерыв, но ему могут отказать. Так было в его случае: за 6 часов, что он наматывал по городу круги в желтой куртке и с рюкзаком за плечами, он ни разу не смог перекурить. На просьбу о передышке супервайзер ответил отказом, обосновав свое решение большим количеством заказов. После этого, рассказывает Дмитриев, он уже потребовал перерыв, но начальство отказало.

скриншот приложения Telegram

«Пешком за день проходишь до 30 км. У меня после первых дней работы в конце ноги сводило при каждом шаге. Однажды я сломал палец. Со смены снялся без труда, хотя меня потом автоматически оштрафовали за невыход. После того, как прислал справку, наказание отменили. Я думаю, что если работать в авральном режиме без выходных, то что-нибудь вполне могло случиться, так как все время надо находиться в напряжении и быть полностью сконцентрированным», – рассказал он. И отметил: коллеги поделились на два лагеря – те, кто считает, что трагедия могла произойти из-за существующей системы работы, и тех, кто уверен, что это просто несчастный случай.

Другой курьер, Петр Васильев, который работает по сей день, рассказал: сейчас политика компании по поводу рабочего времени, количества смен и отдыха изменилась – это произошло ещё за месяц до смерти парня во время работы. Если на старте сервиса приветствовались те, кто готов работать по 15 часов, то с марта взять смену дольше 6 часов стало сложно.

«Каждую неделю центральный офис анализирует загрузку курьеров на каждой локации, и на основе этого создаются смены на следующую неделю. Эти смены доступны к выбору каждым курьером. Те, кто готов работать помногу, стали брать по несколько смен на дню. Допустим, с 8 до 12, потом с 13 до 19 и так далее. Отдельно добавлю, что супервайзеры настоятельно рекомендуют делать часовой перерыв между сменами», – рассказал курьер из «Яндекс.Еды». Мужчина подчеркнул, что главная проблема в этой работе — отсутствие какой-либо доплаты за переработку.

Еще один курьер, который успел поработать и в «Яндекс.Еде », и в другой аналогичной сети – Delivery Club – отметил, что сотрудникам в желтой форме даже лучше работается, чем где-то. По его словам, нагрузка в Delivery Club несколько меньше, и за день количество заказов может составить всего 10 штук, что напрямую связано со сложной организацией логистики курьера – у сервиса нет никакой привязки к карте, и все передвижения координирует  диспетчер. «В «Яндексе» все сделано для того, чтобы курьер мог заработать, а в Delivery регулярно бывали и проблемы с выплатами», – резюмировал молодой человек. По его словам, в феврале у Delivery также во время работы умер курьер на станции метро «Электросила», но та история попросту не стала достоянием общественности.

«Фонтанка» обратилась за комментариями в два наиболее известных сервиса доставки – «Яндекс.Еду» и Delivery Club. На момент публикации материала ни один из них не ответил. Ранее через прессу представители «Яндекс.Еды» распространили сообщение: «Вне зависимости от итогов экспертизы [причин гибели юноши] для нас и наших партнеров этот случай означает, что нужно более внимательно относиться к нагрузке курьеров, даже если они сами берут на себя длинные смены и повышенные обязательства. Наш сервис предоставляет круглосуточную телефонную поддержку для курьеров. Мы просим всех курьеров связываться с нами и рассказывать обо всех неподобающих случаях с супервайзерами. Также в ближайшее время мы рассмотрим варианты технологических решений для того, чтобы организовать контроль над переработками в курьерском приложении, чтобы они не брали много длинных смен».

Поделиться