Россия обвинила Казахстан в нарушении норм Евразийского экономического союза. Некоторые эксперты усмотрели в этом заявлении политическую подоплеку. Правда, они же считают, что российские претензии, скорее всего, действительно обоснованы. Но главный источник проблем в другом — все еще плохо работает сам механизм единого экономического пространства, пишет 365info.kz.
История вопроса
Как сообщает РБК, к председателю совета Евразийской экономической комиссии Мгеру Григоряну обратился первый вице-премьер и министр финансов России, член совета ЕЭК Антон Силуанов.
Если излагать попроще, суть просьбы — лишить наши фирмы возможности беспошлинно импортировать сахар из Украины и Европы в свободные экономические зоны по специнвестконтрактам, а затем также без пошлин экспортировать сделанную из него продукцию в страны ЕАЭС. Сейчас такие возможности есть у нескольких наших компаний.
— Сахар относится к группе «чувствительных товаров», по которым страны-участницы ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия) договорились принимать решения в рамках совета Евразийской экономической комиссии, — цитирует РБК исполнительного директора Евразийской сахарной ассоциации Андрея Бодина.
Страны ЕАЭС установили импортные пошлины на сахар. Белый сахар (как правило, производится из свеклы) 340 долларов США за тонну. Сахар-сырец (как правило, из тростника) — от 140 до 250 за тонну в зависимости от котировок на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже.
Когда в 2010 году появился Таможенный союз, его члены создали на своей территории свободные экономические зоны.
При этом у Казахстана есть национальные льготы, которые позволяют выгодно закупать сахар у стран, не входящих в ЕАЭС. В частности, без уплаты пошлины в 2019 году можно ввезти 400 тыс. тонн сахара-сырца. А с января, по данным Евразийской сахарной ассоциации, уже импортировали 67 тыс. тонн, из которого произведено больше 60 тыс. тонн сахара.
После льгот начался демпинг
— Кроме того, льгота на беспошлинный импорт уже белого сахара есть у казахских предприятий, которые зарегистрированы как владельцы таможенных складов. Всего таких предприятий 11: они занимаются производством кондитерских изделий, соков и безалкогольных напитков, — пишет РБК.
С 1 января 2017 года фирмы были должны платить пошлину, если экспортируют произведенную из иностранного сырья продукцию в другие страны ЕАЭС. Но в Предпринимательский кодекс внесли поправки: если предприятие реализует специальный инвестиционный контракт, оно освобождается от таможенных пошлин при ввозе готовой продукции в страны ЕАЭС.
— После введения этой льготы Казахстан увеличил поставки сахаросодержащих продуктов в Россию на 40%, указывает Евразийская сахарная ассоциация.
Еще тогда
россияне заявили, что начали серьезно страдать их производители и нужно что-то делать
В апреле 2018 года Казахстан согласился отменить льготы для «свободных складов». Но в декабре 2018 года, как утверждают в Евразийской сахарной ассоциации, льготы на беспошлинный импорт белого сахара в составе готовой продукции снова заработали. На этот раз до 1 января 2020 года. В итоге экспорт этих товаров в ЕАЭС увеличился в несколько раз. И российская сторона вновь заговорила, что из-за демпинга страдают их крестьяне.
Дело не в сахаре, а в принципе
Экономист Асет Наурызбаев обратил внимание, что речь идет не о таких уж и больших объемах. В 2018 году в России произвели 6,5 млн тонн сахара. А Казахстан экспортировал 99 тыс. тонн, что не так уж и много.
Если говорить о сладкой воде и кондитерских изделиях, тут 99 и 24 тыс. тонн соответственно.
Тем не менее, подозревает экономист,
претензии россиян все-таки справедливы и с этими льготами «какая-то кривая схема»
Хотя делать какие-то однозначные выводы Наурыбаев тоже не стал. По его мнению, следовало бы выслушать и позицию отечественных производителей.
Экономист Алмас Чукин полагает, что «вопрос не в объемах, а в принципах».
— Весь смысл и Таможенного Союза, и ЕАЭС — защитить собственные рынки и дать преференции друг другу, а не мешать. Вообще, любой экономический союз — это в первую очередь баланс интересов. А этот конфликт старый и понятный: у россиян свое производство и их производители требуют «закрыть двери» для вредящего им импорта, — считает он.
При этом эксперт склоняется все-таки к позиции российской стороны.
— Мы требовали компромисса и нам давали время что-то сделать. Но мы ничего не сделали, хотя правила игры нужно соблюдать, — сказал Чукин.
Но основная проблема, указал эксперт, в том, что
«ЕАЭС сейчас вообще не очень хорошо работает»
Хотя что-то для улучшения ситуации пытаются сделать, но потом все откладывают в долгий ящик.
Пространство единое, а организации — отдельные
Примерно той же позиции придерживается и Петр Своик.
— Тут проблема не в сахаре или пирожных, а в том, что на якобы общем пространстве нет наднациональных институтов, осуществляющих надзор над техническими стандартами, — сказал он.
Все имеющиеся в наличии организации как раз национальные. То есть находятся под юрисдикцией отдельных государств, а не всего Союза. И в результате защищают интересы конкретного государства, а не общие.
Мало того, зачастую из них делают политические инструменты некоего давления. В пример Своик привел ограничения Роспотребнадзора на часть белорусского импорта. Эксперт считает, что за ними на самом деле скрываются политические претензии.
— Вот так и у нас, сколько там сахара, а сколько политики — сейчас понять трудно. То есть если есть общее пространство, должны быть общие наднациональные институты и органы. А у нас они национальные и часто решают политические задачи, — резюмировал он.