Рыскелди Момбеков: Работает коррупционная схема в строительстве дорог

Автор -
355

Депутат ЖК из фракции СДПК Рыскелди Момбеков рассказал о коррупционная схемах в строительстве дорог в интервью газете «Азия news»:

— Господин Рыскелди, вы рассказали о заоблачных размерах зарплаты тех, кто работает над строительством дороги Бишкек – Кара-Балта. Но ведь представители правительства опровергли ваши слова?

— Они говорят, что информация из Счетной палаты неправильно ушла, мол, речь идет о зарплате за 7 месяцев, а не за 1 месяц. Но даже за семь месяцев зарплата превышает 100 тысяч сомов. Речь идет о рядовом завгаре, человеке, который следит за 10 машинами. Зарплата заправщика этих 10 машин составляет 812 долларов. Это 60 тысяч сомов. Я спросил: «Почему такая высокая зарплата?» Мне ответили: «По контракту испанской компании предусмотрено 4 млн 600 тысяч долларов за консультационные услуги. Мы не можем вмешиваться. Они устанавливают зарплату».

— Наверное, зарплата наших граждан, работающих в этом проекте, не такая высокая?

— Большинство там наши граждане. Например, бывший глава дирекции по строительству трассы Ош — Бишкек трудоустроился в той консультационной компании и получает 2 000 долларов. Работают более 30 экспертов, большинство из которых – наши граждане. Помощник главного консультанта – гражданин Турции. На заседании комитета я спросил: «Каков размер вашей зарплаты?» Он ответил – 5 тысяч долларов. Дорога строится в кредит. Все долги вешаются на шеи кыргызского народа. Каждый гражданин задолжал 700 долларов. И эти получают такую зарплату. Все это должно было проконтролировать Министерство транспорта. Почему они не контролируют дороги? Здесь работает схема. Схема появилась в далеком 2012 году. Выдавая кредит, банк ставит условия – проведете тендер. А в тендере консультационные услуги должна осуществлять компания, независимая от власти. По правде говоря, это превратилось в коррупционную кормушку для Министерства транспорта.

— Правда ли то, что руководитель компании, занимавшейся строительством трассы Талас-Тараз, был объявлен в розыск Интерполом?

— «Йылмар Хун Эртугрул присвоил более 2 млн долларов при строительстве дорог в Узбекистане в 2013 году», — сообщили из суда Андижанской области и по его санкции он был объявлен в международный розыск Интерполом. Сбежавший в 2013 году из Узбекистана молодец приехал в Кыргызстан и начал участвовать в тендерах, получил право на строительство дороги Ош-Баткен-Исфана. А в 2015 году получил возможность строить дорогу Талас-Тараз. По моим данным, он объявлен в розыск в самой Турции. Говорят: «Он даже не располагает техникой». Побеждает в тендере, поручает дело субподрядчику и разницу оставляет себе. Если такие аферисты свободно проворачивают дела, значит, и в нашем Министерстве транспорта есть аферисты. Они-то и прикрывают. Как может победить компания, объявленная в международный розыск и не располагает техникой. Почему они не поинтересовались – нет ли у него за спиной судимости или дурных дел?