Судья Ташкентского городского суда по уголовным делам Зафар Нурматов 8 мая принял решение временно приостановить закрытый судебный процесс, начавшийся почти шесть месяцев назад над криминальным авторитетом Шухратиллой Носировым, известным по прозвищу «Шухрат Домбрабадский», и его старшим братом. Об этом сообщает «Озодлик» со ссылкой на родственников обвиняемых и некоторых свидетелей.
По словам собеседников «Озодлика», судья Зафар Нурматов принял решение о временном приостановлении закрытого судебного процесса по причине того, что прокурор Бахтиёр Самуков выразил недоверие в беспристрастности судьи и коллегии судей.
Напомним, что 62-летний Шухратилла Носиров, известный по прозвищу «Шухрат Домбрабадский», обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных статьями 145-1 («Нарушение свободы совести»), 165-3(«Вымогательство») и 227-2 («Завладение, уничтожение, повреждение или сокрытие документов, штампов, печатей, бланков, государственных номерных знаков автомототранспортных средств и их прицепов»), а его 63-летний брат Шавкат Носиров обвиняется по статьям 165-3 («Вымогательство») и 211-3(«Дача взятки») Уголовного кодекса Узбекистана.
26 июня прошлого года «Озодлик» сообщал о задержании 8 июня Шухратиллы и Шавката Носировых. В операции по задержанию братьев Носировых была задействована спецгруппа из числа сотрудников Службы государственной безопасности и МВД республики.
Суд по делу Шухратиллы Носирова и его старшего брата начался 10 декабря прошлого года.
Протест прокурора
По словам одного из свидетелей, осведомленного о подробностях закрытого судебного процесса, накануне вынесения приговора братьям Носировым прокурор Бахтиёр Самуков неожиданно выразил недоверие судебной коллегии.
– Суд удовлетворил протест прокурора, так как он был неожиданным. Судья сразу же вынес определение и завершил процесс, направив дело в Верховный суд, – сказал один из свидетелей.
Как говорит родственник одного из обвиняемых, причиной протеста прокурора стал отказ судьи на его требование провести повторную экспертизу.
– Прокурор попросил восстановить первое следствие. Потом суд удалился в совещательную комнату, и вернувшись, удовлетворил просьбу прокурора. Затем прокурор потребовал провести повторную экспертизу, но судья отказал в удовлетворении этого ходатайства. Тогда прокурор встал с места и обратился к судье, сказав: «Ранее вы участвовали в апелляции по санкции, я сомневаюсь в вашей беспристрастности». После этого судья удовлетворил просьбу прокурора о смене коллегии судей, – говорит собеседник.
Невестка Шухратиллы Носирова Шахноза Носирова считает сомнительным приостановление судебного процесса накануне вынесения приговора.
– Судья заявил об отсутствии оснований для того, чтобы отправить за решетку моего свекра. Поэтому прокурор выразил недоверие суду. Зайдя в совещательную комнату, судья удовлетворил протест прокурора. Приговор он не зачитывал. Все запомнили последние слова судьи, сказанные моему свекру и его брату. «Моя совесть перед всеми чиста!», сказал он и покинул зал заседаний. Все это подтверждает то, что судья хотел оправдать братьев Носировых, но у него не хватило сил на это. Очевидно то, что откуда-то идет давление, – говорит «Озодлику» невестка авторитета.
Ранее свидетели, участвовавшие в закрытом судебном процессе по делу Шухратиллы и Шавката Носировых, говорили, что прокурор Бахтиёр Самуков потребовал для братьев Носировых по десять лет тюрьмы. Адвокаты попросили суд оправдать своих подзащитных. Сами братья Носировы опровергли все выдвинутые против них обвинения.
Репортеру «Озодлика» не удалось получить комментарий по делу братьев Носировых в Ташкентском городском и Верховном судах.
Кампания по очернению «Домбрабадского»
Спустя три недели после задержания братьев Носировых, то есть 1 июля 2018 года на телеканале «Узбекистан-24» был показан документальный фильм под названием «Конечная остановка высокомерия» («Манманликнинг охирги бекати»).
В документальном фильме, размещенном на видео-портал YouTube, были показаны судебно-следственные материалы, касающиеся дела Шухратиллы Носирова и его старшего брата Шавката Носирова.
«Братья, утверждая, что мечеть построена на их деньги, отобрали у священнослужителей документы и печать мечети, переделали печать, производили кадровые назначения, намеревались сменить название мечети», – говорилось в документальном фильме.
Однако в разговоре с репортером «Озодлика» родственники авторитета обвинили телеканал «Узбекистан-24» в нарушении презумпции невиновности.
– Куда делась презумпция невиновности? До каких пор телеканал «Узбекистан-24» будет открыто нарушать права граждан? Суда еще не было, приговор пока не вынесен. Я был шокирован, посмотрев этот фильм. Телевидение открыто выставляет людей преступниками без приговора суда. Разве это справедливо?, – возмущался один из родственников Шухратиллы Носирова.
Жалоба кузена
Шухратилла и Шавкат Носировы были задержаны после жалобы их кузена Бахадыр Шаропов в правоохранительные органы.
Собеседник «Озодлика» говорил, что Шухратиллу Носирова разгневало решение кузена продать дом, принадлежащий на самом деле криминальному авторитету. По его словам, Бахадыр Шаропов обратился в правоохранительные органы после того, как братья Носировы отобрали у него все документы на этот дом.
В разговоре с нашим репортером в декабре прошлого года Бахадыр Шаропов утверждал, что в ноябре 2017 года братья Носировы заставили его написать расписку о том, что он занял у них 30 тысяч долларов США.
– Вы знаете кто такой Шухрат? Он не шофер и не продавец магазина. Я смог объяснить вам? Он бывший «авторитет». Поэтому я не мог сопротивляться ему, – говорил кузен «Шухрата Домбрабадского».
Показания братьев Носировых
Как говорит «Озодлику» один из свидетелей, в ходе суда Шухратилла и Шавкат Носировы обрисовали совсем иную картину произошедшего.
Собеседник говорит, что Шухратилла Носиров отказался признать вину по предъявленным ему обвинениям.
– В суде он заявил, что не замешан ни в каких преступлениях. «Я никогда не оказывал никакого давления на Бахадыра Шаропова, я никогда не встречался с ним по поводу дома и не вызывал его к себе домой. В мечеть я ходил только по пятничным дням, вообще не вмешивался в деятельность мечети и никогда не брал в руки документы мечети. С самого начала следствие было построено на том, чтобы выставить нас виновными», заявил в суде Шухратилла Носиров, – говорит свидетель, участвовавший в закрытом суде по делу кримавторитета.
По его словам, Шавкат Носиров заявил в суде, что все обвинения, выдвинутые против него и его младшего брата, являются клеветой.
– В суде Шавкат-ака сказал, что всего лишь помогал в строительстве и благоустройстве мечети «Носирхон», построенной его дедом. Он заявил, что у него никогда не было намерений присвоить себе эту мечеть. По словам Шавката Носирова, он взялся за подготовку документов мечети, так как имам мечети обратился к нему и сообщил, что у мечети нет никаких документов. Печать мечети он заказал по требованию органа кадастрового учета, – говорит свидетель.
Он добавил, что в суде Шавкат Носиров признался, что его кузен Бахадыр Шаропов продал ему свой дом по собственной воле, получив за него 30 долларов США.
– Шавкат-ака сказал, что его кузен по собственной воле подписал документы купли-продажи дома, – сказал нашему радио свидетель, участвовавший в суде по делу Шухратиллы и Шавката Носировых.
Источник «Озодлика» в органах юстиции сообщил, что 14 мая Верховный суд Узбекистана направил дело братьев Носировых для рассмотрения в Сырдарьинский областной суд по уголовным делам.
– 14 мая Верховный суд направил дело в Сырдарьинский областной суд. Пока никто не знает, когда продолжится судебный процесс по делу братьев Носировых. Кто будет судьей, а кто прокурором, тоже неизвестно, – сказал наш источник.
«Шухрат Домбрабадский»
В 1994 году Ташкентский городской суд по уголовным делам признал Шухратиллу Носирова виновным в организованной преступной деятельности и приговорил к 15 годам тюрьмы. Однако в тюрьме срок его заключения неоднократно продлевали. По этой причине Носиров провел за решеткой в общей сложности 23,5 года.
18 августа 2016 года Шухратилла Носиров был освобожден в связи с истечением срока заключения.
Ташкентцам Шухратилла Носиров запомнился тем, что в 90-е годы прошлого века помогал людям найти их угнанные автомобили.
Ранее в разговоре с репортером «Озодлика» родственники Носирова говорили, что после выхода на свободу бывший «авторитет предпочел вести спокойную жизнь, стараясь держаться подальше от криминальных кругов».