Каждый четвертый литр бензина и дизельного топлива реализуется в Кыргызстане нелегально. Об этом сообщает Ассоциация нефтетрейдеров страны.
По ее данным, Кыргызстан был и остается импортозависимой страной в части обеспечения потребности населения и предприятий в нефтепродуктах. «Главным и единственным источников поставок ГСМ является Россия. Благодаря достигнутому руководством страны высокому уровню сотрудничества между Кыргызстаном и Россией, поставки нефтепродуктов освобождены от уплаты экспортных пошлин. Такая форма поддержки с российской стороны позволяет потребителям экономить существенные суммы: за 2018 год экономия по пошлинам составила $40,1 млн, за 4 месяца 2019 года $11,9 млн», – говорится в сообщении.
В Ассоциации отмечают, что не теряет актуальности задача диверсификации источников поставок нефтепродуктов на отечественный рынок.
«Ввиду географической близости и относительно низкого уровня цен, наиболее предпочтительным является наладить поставки из Казахстана. Однако, проводимые между правительствами Кыргызстана и Казахстана переговоры о беспошлинных поставках ГСМ все еще не завершены. Наш рынок, входящий в ЕЭАС, находился в числе первых, куда планировалось направить экспорт казахского бензина. Но за время затянувшихся переговоров, казахстанская сторона успела согласовать вопрос об экспорте нефтепродуктов за пределы ЕАЭС (Узбекистан, Таджикистан, Афганистан и др.). В связи с этим, возникает риск того, что Кыргызстан может и вовсе остаться без казахского бензина», – отмечают в АНК.
Тем временем, более успешными оказались организаторы скрытого и неучтенного импорта топлива из Казахстана. Согласно экспертным оценкам, доля теневого оборота ГСМ в Кыргызстане в 2018 году составила около 25%. Каждый четвертый литр бензина и дизельного топлива в Кыргызстане реализуется нелегально, в обход уплаты налогов в госбюджет.
Основными путями уклонения от уплаты налогов является:
- реализация ГСМ без пробития кассового чека;
- нелегальный ввоз нефтепродуктов из Казахстана, включая импорт бензина и дизтоплива под видом различных химических веществ, не подпадающих под уплату акцизов и других налогов.
Нелегальный ввоз и реализация ГСМ позволяют недобросовестным нефтетрейдерам оплачивать в бюджет всего 3,2 сома за литр, тогда как ответственные налогоплательщики перечисляют в бюджет до 7 сомов с 1 литра. Таким образом, сокрытие налогов доходит до 4-х сомов с каждого проданного литра.
Согласно анализу, проведенному на основе данных за 2018 год, потери бюджета на рынке ГСМ только по 2 видам налогов (акциз и НДС) составляют порядка 3 млрд сомов.
В то же время, считаем необходимым реализовать ряд дополнительных мер, способных решить имеющиеся проблемы.
- Первое — это завершить межправительственные переговоры и подписать соглашение о беспошлинных поставках нефтепродуктов из Казахстана в Кыргызстан. Открытие официального экспорта позволит перевести скрытый импорт в легальное русло. Здесь необходимо снять необоснованные и сдерживающие переговоры требования, к примеру, условия о возможности реэкспорта нефтепродуктов, полученных из казахстанской нефти.
- Второе предложение касается кардинального преобразования системы администрирования налогов на рынке ГСМ. В этом направлении необходимо реализовать следующие шаги:
— Внедрение электронной автоматизированной системы учета и контроля нефтепродуктов на всех АЗС с online-передачей данных на сервер налоговой службы для фискального контроля реализации нефтепродуктов.
— Введение маркировки всех ввозимых и производимых нефтепродуктов для защиты потребителей от контрафактной продукции, а также усиления системы учета и контроля над оборотом нефтепродуктов.
— Проведение государственной лотереи для стимулирования граждан к требованию контрольно-кассовых чеков при осуществлении денежных расчетов.
Вышеуказанные предложения основаны на лучшем международном опыте и относятся к наиболее распространенным и эффективным методам борьбы с теневым оборотом на рынке ГСМ. К примеру, применение механизма полной автоматизации процессов учета и реализации на АЗС в Таджикистане привело к росту налоговых поступлений до 40%.