Предложения по изменению выборного законодательства Кыргызстана: О чем спорят?

Автор -

Созданная по решению президента КР рабочая группа представила законопроект по развитию выборного законодательства, который в первом чтении получил одобрение профильного комитета Жогорку Кенеша.

Авторы документа отметили, что основной целью нововведений является обеспечение избирательного права кыргызстанцев, проживающих за рубежом. Но основная дискуссия развернулась вокруг порогового барьера для партий в 9%, пишет «Азаттык».

Законопроект о внесении изменений и дополнений в Закон «О выборах президента КР и депутатов Жогорку Кенеша» разработала рабочая группа под руководством главы аппарата президента Досалы Эсеналиева.

Этот документ обсуждался 21 мая на заседании парламентского комитета по конституционному законодательству, госустройству, судебно-правовым вопросам и регламенту Жогорку Кенеша. Одна из инициаторов законопроекта, депутат Аида Касымалиева представила документ:

«Цель изменений в том, чтобы обеспечить прозрачность выборного процесса, расширить возможности пассивного избирательного права. Все вопросы, в том числе процедура информирования о том, откуда поступают средства для избирательного залога, были тщательно проработаны рабочей группой».

Что касается прав избирателей, то для проживающих за рубежом кыргызстанцев голосование на выборах предусмотрено на участках, которые открываются в дипломатических представительствах КР, консульских учреждениях и консульских округах почетных консулов.

Согласно действующим законам, проживающие за рубежом кыргызстанцы могут проголосовать только на территории дипломатических и консульских учреждений. Председатель Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов КР Нуржан Шайлдабекова заявила, что нововведения расширяют избирательные права находящихся за пределами страны кыргызстанцев. По ее словам, подобный опыт распространен во многих государствах:

«Это создаст хорошие условия для увеличения количества избирательных участков. Потому что и другие страны обращаются к нам, когда у них проходят выборы. Например, во время выборов президента России в Бишкеке и Оше работали два представительства. Кроме того, они получили разрешение от Министерства иностранных дел на открытие еще четырех избирательных участков. И мы создаем для наших избирателей аналогичные возможности».

Разработчики законопроекта таким образом ставят целью повысить процент участия в выборах проживающих за рубежом кыргызстанцев. По официальным данным, около миллиона кыргызстанцев находится за пределами страны и в президентских выборах 2017 года в список избирателей попали лишь 18 тысяч из них. А проголосовало и того меньше – около 5 тысяч человек.

Депутат Жогорку Кенеша Мирлан Жээнчороев обратил внимание на вопросы обеспечения безопасности на избирательных участках.

Мирлан Жээнчороев: Почетные консульства входят в перечень ведомств, которые защищают государственную секретную информацию? Потому что по закону системная информация Центризбиркома является государственной тайной.

Аида Касымалиева: Нет.

Мирлан Жээнчороев: Тогда если там будут открыты избирательные участки, как они будут использовать секретную информацию по выборам? Изучите и этот вопрос. Отправится ли в эту страну представитель ГКНБ, сколько средств уйдет на это?

В разработанном президентской рабочей группой законопроекте избирательный залог для кандидатов в президенты установлен в размере 2 млн сомов, а для политических партий – 3 млн сомов. А размер избирательного фонда для кандидатов в президенты определен в 200 млн сомов, для политических партий — 300 млн сомов.

На заседании обсуждался и вопрос порога прохождения. Но данная рабочая группа этот вопрос, как выяснилось, не рассматривала. Лидер фракции «Онугуу-Прогресс» в Жогорку Кенеше Бакыт Торобаев предложил обозначить этот порог ниже 9%:

«С барьером в 9% в парламент пройдут только две партии — та, у которой есть административный ресурс, и та, у которой много денег. И в этом плане имеется риск. Не прошедшие политические силы останутся за бортом. Поэтому надо подумать о стабильности государства».

В 2017 году был принят законопроект о повышении порога прохождения партий в Жогорку Кенеш с 7% до 9%, который должен вступить в силу с 1 января 2020 года. Подписал закон тогдашний президент Алмазбек Атамбаев. Рабочая группа, созданная решением президента, заявляет, что изменить этот порог до вступления соответствующего закона в силу невозможно.

Но депутат Мирлан Бакиров считает, что сделать это можно:

«Только в Турции этот порог равен 10%. В Кыргызстане он 9%. В странах Европы этот показатель где-то 1%, где-то — 2-3%. Нам необходимо, насколько это возможно, привести в парламент оставшиеся за бортом политические силы. В нашем проекте предлагается порог в 7%. Мы будем отстаивать этот вариант».

Под законопроектом, который разработала рабочая группа под руководством главы президентского аппарат Досалы Эсеналиева, в качестве инициаторов подписалось 25 депутатов.

В Кыргызстане в общей сложности было разработано четыре законопроекта по изменению выборного законодательства. Два из них предложены депутатскими группами, третий — фракцией «Ата Мекен». Четвертый законопроект — документ, предложенный президентской рабочей группой.

Поделитесь новостью