«В последние годы Казахстан никак не поддерживал Россию по важным вопросам внешней политики. Нет ни полноценного признания Крыма, ни реальной поддержки в Сирии…», — анонимный источник в администрации президента России рассказал StanRadar.com о том, как изменятся отношения с Казахстаном при будущем президенте.
До президентских выборов в Казахстане осталось менее двух недель. Чего ждет Москва от будущего главы государства?
— В Москве накопилось большое недовольство позицией Казахстана по ряду вопросов. Республика получает большие преференции в военной сфере, но мы не видим никакой отдачи.
В последние годы Казахстан никак не поддерживал Россию по важным вопросам внешней политики. Нет ни полноценного признания Крыма, ни реальной поддержки в Сирии…
Сейчас в Москве принято решение — без четких встречных шагов во внешней политике больше никаких «подарков» союзникам не дарить.
А как же мирные переговоры по Сирии в Астане?
— Астанинской формат нужен, но не Москве, а Нур-Султану. В обоих смыслах слова. Эта переговорная площадка дает возможность казахской элите чувствовать себя сопричастными большой политике.
Мы и поддержали этот формат, чтобы сделать партнерам приятное.
В ответ никакой благодарности. Полное впечатление, что в Казахстане астанинский формат не только во внутренней пропаганде называют собственным достижением, но и сами в это верят.
Что именно Москва хочет от Нур-Султана?
— Есть масса политических вопросов, которые можно решить росчерком пера: прямое признание Крыма территорией России, удаление американских военных биологов из референс-лаборатории в Алматы, отправка гуманитарной или военной миссии в Сирию, как это сделала Армения.
Но это опасно для Казахстана.
— Казахстанских наблюдателей никто не будет посылать на передний край и особо рискованные участки, но нужно полноценное сотрудничество с союзниками по ОДКБ, хотя бы формальная поддержка борьбы против террористов. Это общая угроза для нас.
В конце концов, войска Казахстана участвовали в боевых действия в Таджикистане и Ираке. Казахские военные наблюдатели есть в африканских миссиях ООН. И нет никаких юридических проблем, в Ираке – казахский контингент помогал оккупационным войскам, захватившим страну после нападения США. В Сирии их готово видеть законное признанное ООН правительство.
Казахстанские эксперты всегда говорят, что Россия не согласовывала многие свои шаги с союзниками.
— А Нур-Султан с нами не согласовывал ни «Экспо», ни создание международного финансового центра. Но получали информационную и политическую поддержку Москвы, как только озвучивали эти идеи. Потому что это подход союзников.
Россия развивает в республике военно-промышленный комплекс и космическую промышленность. Недавно подписали договор о создании завода по производству вертолетов Ми-171 и Ми-8АМТ в республике, создается производство самолетов Ил-103М. Действует совместный космодром «Байтерек», разрабатывается ракета «Иртыш», в 2020 году в собственность Казахстана передается ряд объектов на космодроме «Байконур».
Всё это технологии, от которых Казахстан при обычном порядке развития отделяли бы десятки лет и сотни миллиардов долларов. Благодаря сотрудничеству с Россией, всё это было получено легко и без усилий. И это стало восприниматься в республике, как должное.
Москва имеет все основания чувствовать себя обманутой.
Каков Ваш прогноз касательно двусторонних отношений России с Казахстаном?
— Будущему президенту Казахстана, а им, скорее всего, станет Касым-Жоомарт Токаев, придется разгребать накопившиеся запасы проблем.
Будут переговоры, будут закрытые дискуссии. Но открытие новых программ и даже реализация старых будет неизбежно задерживаться. До тех пор, пока Нур-Султан не начнет в большей степени учитывать интересы Москвы.