На слухах об единой валюте ЕАЭС уже зарабатывают в Казахстане

В социальных сетях распространяют сообщения, которые предупреждают о якобы введении алтына – единой валюты Евразийского экономического союза. Вместо тенге. Об этом пишет «Караван»:

В одном из сообщений неизвестная сообщает, что в последние три года в качестве размена получает только пятитенговые монеты. По ее словам, остальные монеты и мелкие купюры банки забирают из-за приближающейся девальвации.

– Только что в магазине была и случайно услышала, как женщина одна говорит: зачем менять на копейки, наоборот, сейчас все избавляются от них. Почему 200 тенге нет? Потому что сейчас все скупают и копейки, и двухсотки. Мы сейчас с пятерками работаем.

Говорят, после 9 июня будет алтын у нас. Не будет тенге. Это и есть девальвация.

Помните, как в 90-х годах было, когда рубли в тенге перешли, тогда сколько всего потеряли на книжках. Сейчас то же самое будет, если у кого есть депозиты. Так что давайте у кого что есть… Деньги не храните, – заявляет голос на второй аудиозаписи.

– Официально от Нацбанка могу заявить, что никогда вопрос о введении единой валюты не рассматривался и совершенно не стоит на повестке дня. Каждая страна в рамках ЕАЭС имеет свою национальную валюту, свою независимость денежно-кредитной политики, – заверила заместитель председателя Национального банка Мадина АБЫЛКАСЫМОВА в ответ на такие сообщения по мессенджерам.

– Запустить новую валюту быстро невозможно. Такие решения неожиданными быть не могут, так как существует множество вопросов, которые нельзя решить просто так, – пояснил “КАРАВАНУ” финансовый консультант Расул РЫСМАМБЕТОВ.

Для начала надо правительствам двух стран организовать рабочую группу, чтобы понять: можно ли вводить общую валюту, какие задачи она будет решать, кто будет главным в этом вопросе (то есть кто будет печатать), какой курс валюты будет и какие есть альтернативные варианты.

Затем, при условии, что стороны пришли к любому соглашению, нужно подписать соответствующие договоры. Потом запустить законодательную инициативу во всех государствах, которые хотят участвовать. Этот законопроект должен пройти две палаты парламента, уйти на подпись Президенту. А это долгий процесс.

– Если помните, когда в ноябре 1993 года тенге был запущен в обращение, его курс установили на уровне 4,7 за доллар, – продолжает эксперт. – Однако такая цена продержалась всего 1,5 месяца: в январе 1994 года доллар подорожал до 45 тенге, затем наша валюта выросла до 35,64. Кто рискнет пойти на такое обесценивание сейчас?

Затем возникает вопрос эмиссионного центра. То есть кто именно будет печатать эту валюту? Какое будет обеспечение? Если эмитент будет один, то золотовалютный запас тоже должен быть один. Кто это будет? Этот вопрос не обсуждался.

Допустим, это все-таки обсудили и разрешили. Значит, Казахстан должен отдать свое золото России или, наоборот, Москва – Нур-Султану?

Фактически это будет ликвидация Национального банка Казахстана или Центробанка России. На такое сейчас страны никак не пойдут.

Если эмитентов будет два? Тогда надо определить: кто и сколько сможет напечатать этой самой валюты, как это будет проверяться. Тоже очень сложные процедурные вещи, которые решают долго, чтобы потом не кусать локти.

А если три? Мы почему-то забываем, что Россия и Беларусь уже живут в союзном государстве. Москва и Минск создают одно политическое, экономическое, военное, таможенное, юридическое и культурное пространство. Между этими странами взаимосвязь выше, чем у России и Казахстана. Но почему-то, когда вспоминают алтын, говорят о единой валюте только между Россией и Казахстаном.

В Таможенный союз Евразийского экономического союза входят 5 стран. Значит ли это, что эмиссионных центров тоже должно быть пять?

Никто не знает, потому что это даже не обсуждали. Подобные слухи – просто атака на тенге. Допустим, упадет он до 390–400 за доллар. Люди побегут скупать валюту. Кто-то на этом обязательно наживется.

– Нынешнее падение курса тенге связано с активностью на бирже KASE, – уверен Расул Рысмамбетов. – Последний месяц там активно торгуют валютой: если средний объем торгов был на уровне 100 миллионов долларов, то с начала мая на бирже он вырос до 140–200 миллионов долларов в день. В общем-то, у Нацбанка достаточно резервов, чтобы держать курс на 380 тенге за доллар минимум до осени. На самом деле он сможет держать этот курс и дальше – даже при плохой экономике и самых неблагоприятных условиях

Непонятно, для чего нужна новая валюта? Какую функцию она будет нести?

Облегчит торговлю между странами Таможенного союза? Для этого внутри ТС активно разрабатываются механизмы расчета в национальных валютах. Например, Беларусь хочет закупать нефть в Казахстане, мы – тракторы. Для оплаты Минск может использовать тенге, а Нур-Султан – белорусский рубль.

На самом деле Казахстан использует для торговли доллар, потому что наш главный экспортный товар – нефть, а она котируется в североамериканских деньгах. Если мы желаем отказаться от него, то можно включить другой механизм оплаты взаимной торговли – валютный своп. Центробанки могут договориться о курсе валют своих стран друг к другу. Тогда люди смогут покупать на казахстанской бирже рубли, а на российской – тенге и расплачиваться в наших валютах. Кстати, такой механизм во взаимной торговле уже используют Россия и Китай.

Исходя из этой логики, нам, Казахстану, надо бы договариваться о единой валюте не с Россией, а как раз с Китаем.

По статистике, доля РФ еле-еле дотягивает до одной пятой внешней торговли нашей страны. А вот на Поднебесную приходится четверть. Но почему-то никто не говорит о создании единой валюты с Пекином.

Какие цели могут быть при введении новой единой валюты? Наверное, экономическое развитие и модернизация в рамках Таможенного союза. Но алтын не спасет Россию и не поможет Казахстану, не прольется золотым дождем на Армению и Беларусь.

Надо признаться, что мы – страны с развивающейся экономикой. У каждой есть свои проблемы, которые надо решать самостоятельно.

Список их бесконечен: суверенные долги, уровень развития финансовой системы, кредитный рейтинг, разница в работе судебных систем и даже цифровизация. Каждая из таких проблем может похоронить алтын до его рождения.

Поделиться