Недовольные результатами транзита в элите есть, но их сдерживает фактор Елбасы — казахский эксперт

Автор -
424

В течение многих лет вопрос, кто станет преемником Елбасы Нурсултана Назарбаева, был, по сути, ключевым в политической жизни страны (кто-то даже пытался ускорить этот процесс). За это время потенциальные кандидаты успели обзавестись группой сторонников, как персонажи сериала «Игра престолов» в последнем сезону обросли фанатами, которые желали бы благополучной развязки именно для своего любимого персонажа. И когда сценаристы выбрали одного претендента – все остальные почувствовали себя уязвленными и недовольными. Об этом в интервью ia-centr.ru рассказал казахстанский политолог, главный редактор биографической энциклопедии «Кто есть кто в Казахстане» Данияр АШИМБАЕВ.

«Так же получилось и у нас. Когда был определен преемник, встал вопрос: а почему не Дарига НАЗАРБАЕВА? Почему не Ахметжан ЕСИМОВ? Почему не Самат АБИШ, в котором многие видели потенциального преемника? Наконец, почему не Имангали ТАСМАГАМБЕТОВ? Безусловно, что для Нурсултана Назарбаева вопрос, кому оставить власть, был очень важен. Очевидно, что присматривался он ко многим: большое количество его соратников прошли отработку на различных постах – акимами, министрами, премьерами, госсекретарями и на прочих должностях.

Разумеется, Елбасы прекрасно знает сильные и слабые стороны своих соратников. Есть сильные управленцы, хорошо знающие проблематику, но не обладающие хорошими лидерскими данными. Кто-то слишком эмоционален и не всегда думает о последствиях принимаемых решений. У кого-то слишком много родственников. У кого-то нет стержня, сильного характера», отмечает Ашимбаев.

По его словам, помимо этого, у каждого потенциального преемника есть своя «кредитная история». За годы правления Назарбаева, как известно, выросли миллиардные состояния, происходили различные коррупционные и политические скандалы. Очевидно, что причастность возможного нового президента к подобным скандалам могла сделать его уязвимым. В этом отношении кандидатура Касым-Жомарта ТОКАЕВА – нейтрального по отношению к большинству аппаратно-олигархических группировок – выглядела наиболее приемлемой и взвешенной. У него сложился имидж человека скромного и честного, насколько это возможно в казахстанских условиях. И скандалов с его участием общественность не припомнит, за исключением того, что именно в бытность его премьером вечно обиженный Мухтар АБЛЯЗОВ обкатывал свои приемы критики власти.

«Думаю, что выбор Елбасы должен был пасть на человека, которого хорошо знают за рубежом, который будет иметь достаточный управленческий опыт и при этом будет лоялен к нему – безусловно, для Назарбаева очень важно было обеспечить такую смену власти, при которой портреты первого президента не были бы сняты на следующий же день. Ведь Нурсултан Назарбаев прекрасно помнит, как уходил Динмухамед КУНАЕВ, который очень быстро из «отца нации» превратился в критикуемого всеми пенсионера, чье ближайшее окружение и родственников снимают с должностей и арестовывают. Думаю, что Елбасы повторение такого сценария очень бы не хотелось», считает политолог. Он отметил, что Назарбаеву нужен был человек, который может возглавить страну, может ею управлять, и при этом будет предельно корректен по отношению к предшественнику. В лице Токаева он такого человека получил, тогда как, возможно, кто-то другой в процессе двоевластия повел бы себя более резко. На нынешнем этапе, естественно, есть недовольные, как среди тех, кто стал наследником, так и в обществе, которое хотело бы видеть несколько более напряженный и драматичный сюжет.

«Однако ожидать, что это недовольство может проявиться в публичной сфере, я бы не стал – то, что Нурсултан Назарбаев остался во главе пирамиды является сдерживающим фактором для «обделенных». Постоянно присутствуя в поле, Елбасы держит ситуацию под своим контролем и не дает никому переиграть ее в своих интересах. Мешая, возможно, президентской кампании Токаева, Назарбаев, тем не менее, обеспечивает стабильность его прихода к власти. На нынешнем этапе, очевидно, что это очень важно. Потому что все равно до последнего момента не исключается возможность того, что «люди будут дергаться»», сказал Ашимбаев.

Поделиться