Первый заместитель министра внутренних дел Казахстана Марат Кожаев на брифинге в столице рассказал, что 9-10 июня по призыву запрещённой в Казахстане и признанной экстремистской организации «ДВК» в городах Алматы и Нур-Султан были организованы несанкционированные митинги. Об этом сообщает Forbes.kz.
«Эти антиобщественные акции были локализованы. При этом хочу вас заверить, что личный состав внутренних дел по требованию руководства страны и министерства при проведении мероприятий по доставлению в органы внутренних дел активных участников этих несанксанированных митингов вёл себя корректно, сдержано. Личный состав выдержал все попытки провокаций со стороны участников этих акций на силовое воздействие. Практически никто на этих митингах 9 числа не пострадал. Я имею в виду со стороны участников. Какие-то спецсредства для активного подавления протестных акций не применялись. Мы применяли лишь методы выдавливания личным составом с территории запланированных акций», — заявил Марат Кожаев.
Вице-министр объяснил, что поскольку 9 июня были факты применения со стороны митингующих в отношении полицейских камней и перцовых баллончиков, 10 июня было принято решение ограничить доступ к некоторым общественным местам.
— Понятно, что мы мониторили и социальные сети, и чаты активных участников «ДВК», анализировали указания, которые идут из-за рубежа от беглых руководителей этой экстремистской организации. Поэтому для нас было не секрет, что и 10-го они продолжат свои антиобщественные действия. Они продолжали призывать людей на эти незаконные митинги.
И принимая во внимание, что активистами в чатах «ДВК» предлагались различные провокационные действия, начиная от организации заторов на улицах, создания транспортного коллапса на территории этих больших городов, до, мягко говоря, прямого физического противостояния силам правопорядка, учитывая это и принимая во внимание, что накануне, 9 числа, уже имелись факты использования со стороны толпы агрессивно настроенных людей камней, палок, заранее приготовленных перцовых баллонов, на 10 число региональными штабами городов и областей было принято решение об ограничении доступа людей в анонсированные руководителями «ДВК» места. Этим объясняется, что эти места вчера усиленно охранялись силами полиции, — заявил Кожаев.
Комментируя задержания, произошедшие в Алматы вечером 10 июня, а также избиение журналиста, вице-министр пояснил, что некая «группа молодых людей, после того как им было позволено без задержания покинуть кинотеатр «Целинный», где они собрались, и с ними был уговор, что они мирно разойдутся, (…) эти люди, вместо того чтобы разойтись с места своего собрания, пошли по улицам». По его данным, эта группа людей «мешали трафику, шумели и кричали в ночное время» и, несмотря на требования прекратить свои действия, «они прошли аж до самого автовокзала «Сайран».
— Инцидент, о котором вы говорите, случился возле автовокзала «Сайран». Ваш коллега в ночное время без каких-либо опознавательных знаков журналиста оказался в момент силовой фазы по ликвидации тех антиобщественных проявлений. Действительно, в такие моменты он оказался слишком близко к эпицентру задержаний. Ещё раз повторюсь, без бейджа, без жилета специального в ночное время, в это время что угодно может произойти, действительно, он был задержан. Потом выяснилось, что он был отпущен. Я приношу свои извинения от Министерства внутренних дел за такие эксцессы, но здесь отчасти вина (СМИ). Мы должны чётко видеть, что это журналисты, — сказал Кожаев.
Вице-министр также объяснил, почему задержанных и привлечённых к ответственности за участие в несанкционированных митингах людей вывозят для отбывания административного наказания в другие города.
— Все виновные лица были осуждены судьями суда города Нур-Султан, а место, где они будут отбывать определённое судом наказание, регламентируется нормативно-правовыми актами, предусматривающими деятельность органов внутренних дел. На нас возлагается исполнение решения суда. (…) Органы внутренних дел самостоятельно определяют, в какие из своих подразделений и какие есть условия для содержания, это отрегулировано в наших правовых актах. Мы вывезли их, чтобы обеспечить им безопасное отбытие наказание. Порядка 200 человек мы вывезли в Акмолинскую и Карагандинскую область, — сказал он.