В Узбекистане решили создать свой аналог российской системы «ЭРА-ГЛОНАСС»

В Узбекистане планируют создать собственный аналог российской системы «ЭРА-ГЛОНАСС», сообщает Podrobno.uz.

Подробнее об этом проекте рассказал директор компаний Net Extensions, Smartgeo и технический директор проекта UZGPS Улугбек Байдадаевым.

«Ежегодно на территории Узбекистана происходит в среднем порядка 9-10 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых погибает около 2 тысяч человек и получают травмы более 6 тысяч. Число погибших в ДТП (на 100 тысяч человек) составляет 6.06 человека, тогда как в развитых странах этот показатель не выше 2. По нашим оценкам, ежегодные потери экономики от последствий дорожно-транспортных происшествий достигают 2,4-2,6% ВВП, порядка 10 триллионов сумов», – отметил он.

По его словам, в современных автомобилях есть специальное устройство с датчиками аварии и кнопкой SOS. В случае ДТП это устройство автоматически оповещает экстренные службы реагирования (милицию, скорую, МЧС) не только о месте происшествия, но и о характере повреждений. Также в автоматическом режиме или по нажатию на кнопку SOS устройство связывает водителя и оператора системы экстренного реагирования, в том числе и с целью оказания психологической поддержки до приезда помощи.

В Японии такая система функционирует с 80-х годов, в США и Европе с 2000-х, в России с 2015 года, в Казахстане вводится в эксплуатацию в этом году, в Беларуси на стадии запуска. GM Узбекистан уже несколько лет оснащает свои автомобили, предназначенные на экспорт в Россию, подобными устройствами, но в нашей стране они не работают из-за отсутствия системы экстренного реагирования при авариях.

«В декабре прошлого года компания Smartgeo стала генеральным партнером в Узбекистане компании «ГЛОНАСС» – российского оператора государственной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Эта система не только бесплатно обеспечивает автоматический вызов к месту аварии экстренных служб, но и в целях самоокупаемости оказывает множество коммерческих сервисов: вызов технической помощи для устранения неисправностей, информационные сервисы, в том числе для автодилеров и страховых компаний, услуги мониторинга и так далее», – рассказал Байдадаев.

Он также добавил, что, учитывая масштаб и социальную составляющую проектов, компания Smartgeo предложила государству создать на ее базе оператора ГеоИнфоКоммуникационных услуг – сокращенно ГИК – в рамках государственно-частного партнерства.

«Мы планируем построить в Узбекистане несколько центров – с резервированием всего оборудования и электропитания, чтобы живучесть этой системы могла быть на предельно высоком уровне. Предполагается, что система UZGPS станет составной частью этого проекта и на её базе будут оказываться коммерческие услуги спутникового мониторинга автотранспорта. То, что наш российский партнер согласен с этим, говорит о состоятельности нашей команды и соответствии наших технологий современным требованиям. Это дает нам шанс создать уникальную синергию решений и почву для дальнейшего совершенствования проекта», – отметил он.

Для запуска такого масштабного проекта, сказал Байдадаев, необходимо соответствующее финансирование.

«Мы его уже нашли, а, чтобы начать реализацию проекта, необходимо получить одобрение от руководства нашей страны. Сама система может быть запущена в эксплуатацию в течение года. Кстати, внедрение столь масштабной системы позволит создать к 2022-2023 годам около 2 тысяч новых рабочих мест, как непосредственно в штате оператора ГИК-услуг, так и в смежных сферах: автопроизводстве, органах сертификации, специализированных лабораториях и установочных центрах», – подчеркнул он.

Это потребует привлечения квалифицированных специалистов высокотехнологичных и инновационных отраслей. Базис создаваемой системы может стать серьезной платформой для мотивации молодых специалистов, создания партнерских программ с высшими учебными заведениями и сохранения ценных интеллектуальных кадров на территории Узбекистана.

«На основании полученных данных от Госкомстата мы разработали технико-экономическое обоснование проекта, предусматривающее вывод проекта, со временем, на полную самоокупаемость и передали всю документацию на согласование в НАПУ. Я надеюсь, в ближайшее время по проекту будет принято решение», – отметил Байдадаев.

Поделиться