Жогорку Кенеш нарушает Конституцию и законы Кыргызской Республики с принятием постановления о создании специальной комиссии с целью лишения статуса экс-президента страны Алмазбека Атамбаева. Об этом заявляет Социал-демократическая партия Кыргызстана.
В заявлении говорится:
1.Нарушена статья 28 Конституции, согласно которой закон, устанавливающий или отягчающий ответственность лица, обратной силы не имеет.
Атамбаев А.Ш. приобрел статус экс-президента 24 ноября 2017 года в период действия Закона КР «О гарантиях деятельности Президента КР», согласно которой не было предусмотрено привлечение экс-президента к ответственности.
Парламент 4 апреля 2019 года принял поправки к вышеуказанному закону, где устанавливается ответственность экс-президента, т.е. его можно привлечь к ответственности после лишения статуса экс-президента. Эти поправки вступили в силу 27 мая 2019 года. Следовательно, данные поправки должны действовать на будущий период, а не действовать на прошедшее время, согласно статьи 28 Конституции.
- Порядок и процедуры осуществления полномочий Жогорку Кенешем определяется Законом КР «ОРегламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики». В данномРегламенте отсутствует порядок и процедуры осуществления полномочий Жогорку Кенешем по лишению статуса экс-президента.
Согласно Закона КР «О гарантиях деятельности Президента КР и статусе экс-президента КР» Жогорку Кенеш имеет полномочие на лишение статуса экс-президента. Однако, порядок и процедурыосуществления этого полномочия Жогорку Кенеш должны быть установлены в Законе КР «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики».
Депутаты применяют к экс-президенту процедуру отрешения от должности Президента КР. Однако, не было принято соответствующего нормативного акта Жогорку Кенеша о применении этой процедуры в отношении к экс-президенту.
- Согласно Законом КР «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики». Представление о выдвижении обвинения должно содержать конкретные указания на признаки преступления, которое вменяется в вину Президенту, а также обоснование его причастности к этому преступлению. Подписавший представление депутат не имеет права отозвать свою подпись.
Однако, до сих пор неизвестно, какие депутаты подписали это представление о выдвижении обвинения, и какие конкретные указания на признаки преступления имеются в представлении депутатов.
- Согласно статьи 28 Закона КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» нормативные правовые акты включаются в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики в течение 7 рабочих дней со дня официального опубликования. Нормативный правовой акт, не включенный в Государственный реестр нормативных правовых актов, не имеет юридической силы.
В этой связи постановление Жогорку Кенеша о создании специальной комиссии не имеет юридической силы, поскольку он не включен в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики.
- Согласно статьи 33 Закона КР «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» при наличии конфликта интересов депутат до избрания состава комиссии обязан заявить самоотвод. Если в ходе работы комиссии у депутата возникнет конфликт интересов, он обязан подать председателю комиссии заявление о выходе из ее состава.
Однако, в состав комиссии вошли депутаты, которые имеют явные признаки конфликта интересов в отношениях с экс-президентом Атамбаевым А.Ш. Это депутаты — Мамытов Т.Т., Исаев К.К., Иманалиев К., Рыспаев К.Ж».