«Главное во время следствий не выйти на самих себя», – гласит главный анекдот советской прокуратуры. Согласитесь, что в каждой шутке, есть только доля шутки, а остальное правда. Похоже, что именно этой правды и придерживается наскоро сшитая комиссия из «политической элиты», цель которой убрать Атамбаева с политического поля любой ценой.
А судьи кто?
Депутатская комиссия по обсуждению отмены статуса неприкосновенности экс-президента Алмазбека Атамбаева заседала всего два дня.
Возомнив себя следствием, прокуратурой и судом, формально избранные 12 нардепов из шести фракций для начала приправили свои заседания пафосом и большим количеством мужчин пожилого возраста на грани истерики.
Они пригласили на свои заседания обставленные в духе ревкомов столетней давности всех, кто испытывал к экс-президенту острое чувство мести: людей осужденных за коррупцию, лиц, которые попали под уголовное преследование за попытку организации государственных переворотов, экс-чиновников, потерявших портфель в результате утраты доверия.
Но началось все с создания самой комиссии и его «блестящего» состава. В ее составе можно было наблюдать тех, кто обвинялся или подозревался в совершении различных преступлений: Канат Исаев, Талант Мамытов, Каныбек Иманалиев, Омурбек Бакиров.
На 4 из 12 членов комиссии ранее возбуждались уголовные дела. Исаев известен тем, что в бытность мэром Токмока при Бакиеве распродал ниже рыночной стоимость целый ряд социальных объектов, в том числе здание первой библиотеки. Талант Мамытов осужден за организацию беспорядков и попытку захвата власти в 2012.
По данным СМИ, Каныбек Иманалиев отличился тем, что путем махинаций завладел 40% акций госконцерна «Учкун» и продал принадлежащий ему пансионат «Нептун». Часть территории последнего уплыла к жене Иманалиева.
Еще один член комиссии состоял на учете МВД, как член организованной преступной группировки. Речь об Омурбеке Бакирове. В мае 2010 года Бакирову предъявлено обвинение в попытке силового свержения Временного правительства. Кроме того, в 2004 году в отношении Бакирова и покойного криминального авторитета Алманбета Анапияева было возбуждено уголовное дело по статьям «Похищение человека», «Разбой», «Незаконное лишение свободы» и «Вымогательство».
Было девять, стало шесть
К вечеру второго дня, количество обвинений в адрес экс-президента сократилось с девяти до шести. На самом деле, в процессе заседания «свидетели», а точнее ранее осужденные Талгарбеков, Гусев, Дастан Сарыгулов, Асанов и многие другие, кого мы хорошо знаем по бездарной работе во время Акаева, сыпали громкими заявлениями, как из рога изобилия. Казалось, что войдя в раж, они обвинят Атамбаева в убийстве президента США Джона Кеннеди.
Постоянно возникал вопрос, почему законотворческая власть подмяла под себя функции судебной, что запрещено Конституцией, предстоит разбирать в будущем, но обратим внимание на гарнитуру депутатских игр в судей.
Обвинения в незаконной выдаче оружия, аффилированности с частным компаниями по добыче сурьмы и вопросы о безопасном городе были отложены в сторону. И если по наградным пистолетам сразу ясно, что дело не имеет судебной перспективы, по той же ОсОО «Терек жаштары», владеющей лицензией на право разработки сурьмяного месторождения Кассан, которую комиссия неумело пристраивала к Атамбаеву, опять же по данным СМИ, там есть интересы Асылбека Жээнбекова.
Месторождение расположено в Чаткальском районе Джалал-Абадской области, эта территория на протяжении десяти лет плотно контролируется Жээнбековыми. В 2017 году в сети появилось видео, где Асылбек Жээнбеков лично курирует вывоз и продажу сурьмы.
Фирмы якобы аффелированные с Атамбаевым: ОсОО «АКА Петролеум», ОсОО «АКА Инвест» (ранее «АКА Минералз энд Майнинг») теперь благодаря расследованию «Азаттыка» известны, как сеть клана Матраимовых. Расследование филиала радио Свобода пытаются оспорить провластные журналисты и купленные политологи. Они же активно пиарят Раима-миллиона, как главного благодетеля Кыргызстана. Поэтому озвучив якобы принадлежность фирм Атамбаеву и обелив, тем самым своего коллегу, зампредседателя по охране и правопорядку – Искендера Матраимова, депутаты предпочли не вносить эту тему в итоговое заключение.
Из обвинений на скорую руку к вечеру второго дня были так же вычеркнуты: строительство ЛЭП «Датка-Кемин» и альтернативной дороги север-юг. Это крупные международные инфраструктурные проекты, имеющие для страны важное и стратегическое значение, похоронить их в угоду сиюминутным политическим интересам Жээнбековы не решились.
Однако самым знаковым моментом в видимости работы наскоро рожденной и от того недоношенной комиссии, является другой пример. Из всех обвинений, озвученных в процессе, действительно крупным и государственным, заслуживающим снятия. неприкосновенности могло быть только одно – узурпация власти. Все остальные, якобы незаконная покупка 2 гектаров на Иссык-Куле и 2 гектаров в Кой-Таше, не могут являться государственными тяжкими преступлениями. Эти земли не выданы бесплатно, не отрейдерены, а куплены.
По узурпации власти выступали в основном члены Народного парламента, группа неудачных переворотчиков, что планировала снести и парламент, кабмин и президента несколько лет назад. Им предоставили трибуну, они всласть поиграли в Верховный суд, щедро сыпля приговорами и грозя Атамбаеву памятью потомков, но затем их так же незаметно убрали в невидимый, но очевидно существующий сундук под столом. Обвинение в узурпации в шесть основных обвинений не вошло. Причины на поверхности. Во-первых, Атамбаев ушел с поста согласно Конституции, во-вторых в рамках изменений в главный закон страны он не увеличил президентские полномочия и не продлил их. В-третьих, в ЖК 2015 года прошли сразу несколько оппозиционных партий и по численности составили СДПК реальную конкуренцию. В-четвертых, он не сделал себя вечным председателем Совбеза, как Назарбаев.
Но тут может быть другое объяснение. Нынешняя кампания против Атамбаева, возможно, пугает действующего президента Жээнбекова.
И возможно, обвинение в узурпации убрано из-за обственных интересов правящего клана. Если бы депутаты и следственные органы признали узурпацию власти, незаконность Конституционной реформы, все действия Атамбаева и все проводимые им мероприятия государственного масштаба, оказались бы автоматически вне закона.
В том числе: выборы в парламент 2015 и естественно президентские выборы 2017. Ведь тогда получилось бы, что Жээнбекова выдвинула партия узурпатора, которая захватила власть в ЖК и используя административный ресурс провела узурпированные выборы. Картина бы получилась совсем не светлой: Жээнбекова пиарил лично узурпатор и он же проводил его на 7 этаж! И первый приказ нового президента был – вручить награду узурпатору.
А сам Жээнбеков был приемником узурпатора и занимал при нем высшие должности, ни разу не сообщив обществу о своем несогласии с ним. Именно поэтому заявление Жеенчороева о том, что во время президентских выборов в 2017 году допущены нарушения не получило внимания со стороны комиссии.
Таким образом, главная задача комиссии — убрать Атамбаева, что, вероятно, даст возможность нынешней власти в лице президента Жээнбекова и его окружения подмять под себя все политическое поле страны.
Асан Эралиев