Отсутствие контроля за оборотом золотых изделий превратило Казахстан в крупнейший «теневой рынок» на территории ЕАЭС. Ювелиры утверждают, что страну наводнила низкопробная турецкая и китайская продукция, пишет 365info.kz.
Официальные расхождения
О том, что ювелирный рынок испытывает трудности, стало известно еще в прошлом году. Тогда местные производители драгоценных изделий полностью отказались от услуг «единого оператора» — ТОО «Таукен Алтын». После ввода нового налогового законодательства покупка аффинированного золота стала невыгодна. Сырье обложили налогом на добавленную стоимость.
К примеру, в 2017 году «Таукен Алтын» продавало местным ювелирам золото в граммах, а уже в 2018 компания продавала металл в слитках по 5 кг. Стоимость одного «бруска» доходила до 80 млн тенге. Такие расходы никто из предпринимателей не потянул, и «Таукен Алтын» осталось без клиентов.
Казахстанские ювелиры перешли на скупку золотого лома из ломбардов, у населения и черных копателей
А страну наводнила низкопробная продукция из Турции и Китая. По самым скромным оценкам, доля контрабандного товара в точках продаж золота может составлять 90%.
Со временем ситуация только усугубилась, при этом власти словно стараются не замечать проблем отрасли.
По мнению председателя Лиги ювелиров Казахстана Кайсара Жумагалиева, официальная статистика расходится с реальными цифрами. Расхождения доходят до сотен миллионов долларов.
«Согласно данным, предоставленным Комитетом по статистике РК, в 2017 году в Казахстан импортировано ювелирных изделий на сумму 43,6 млн долларов, в 2018 году – 37,9 млн долларов. Однако эти цифры не соответствуют действительности.
На международной выставке в Турции была озвучена следующая «цифра». В 2017 году турки экспортировали в Казахстан 11 тонн ювелирных изделий. Это примерно 267 млн долларов. А официальная статистика утверждает, что из Турции завезено продукции всего лишь на 79,6 тыс. долларов», — говорит Жумагалиев.
Контрабандные каналы
По данным Национального центра экспертизы и сертификации, на сегодняшний день апробировано всего сто тысяч ювелирных изделий.
«Куда девалась остальная продукция? Хотя у нас запрещено продавать ювелирные изделия без казахстанского пробирного клейма», — задает вопрос глава лиги, добавляя, что объемы левых продаж до сих пор не установлены.
Жумагалиев считает, что в засилье некачественной продукции виновато лояльное законодательство. Оно предусматривает административную ответственность без конфискации товара.
«Контрабанда, поступающая на нашу территорию, уходит дальше — в Россию, Армению и Беларусь
Возникают подозрения, что существуют налаженные каналы поступления. Есть заинтересованные люди, сбыт, курьеры. Но наше государство на это внимание не обращает. Хотя в то же время постоянно ведутся разговоры об увеличении налоговой нагрузки. Мы неоднократно озвучивали эти вопросы, но ответа не получали.
Мы, в свою очередь, хотим продавать потребителю качественные изделия. Человеку говорят, что он покупает итальянское или российское золото, но это далеко не так. Вместо 585 пробы ему могут подсунуть 400-ю или 300-ю», — продолжает Кайсар Жумагалиев.
Чтобы оценить размеры ювелирного рынка РК, достаточно посмотреть на объемы продаж обручальных колец.
«В 2017 году было зарегистрировано 105 396 брачных союзов, приобретено 210 792 обручальных колец. Цена самого дешевого — 9 тысяч тенге. В результате мы получаем сумму в размере около 2 млрд тенге. И это только обручальные кольца.
По данным Лиги ювелиров Казахстана, около 90% составляет теневой рынок ювелирных изделий
Эта ситуация не меняется из года в год. Экспертами весь казахстанский рынок ювелирных изделий оценивается в 300 млрд тенге, без учета драгоценных камней», — сетует руководитель профильной организации.
Крест на «могилке»
Участники рынка предупреждают, что сегодня гражданам вместо настоящего золота могут «впарить» различные сплавы. А вместо драгоценных камней они получают либо стекла, либо пластик. Если человек готов раскошелиться на покупку бриллианта, он рискует получить органический алмаз.
Основная масса продавцов свой товар не «сертифицирует», поэтому он «может оказаться чем угодно»
Добросовестные предприниматели проигрывают в борьбе с теневым рынком, поскольку казахстанцы «голосуют рублем». Наши граждане предпочитают не качество, а дешевизну. Все это привело к тому, что казахстанские изделия остаются «за скобками», считает Кайсар Жумагалиев.
«Лига ювелиров неоднократно обращалась с просьбой выделить производство и реализацию ювелирных изделий в отдельную позицию, отделив от бижутерии, часов и их ремонта. Однако наши обращения остались без должного внимания.
Фактически реализацией ювелирных изделий и их производством занимаются более 10 тысяч предпринимателей.
Большинство из них не платят налоги и реализуют контрабандный товар
Только в таких крупных городах, как Нур-Султан, Алматы и Шымкент, реализацией «ювелирки» заняты более 4,5 тысяч продавцов», — продолжает Жумагалиев.
Он отмечает, что официальную ювелирную отрасль, по сути, «убило» введение НДС. Решение об отмене нулевой ставки на покупку аффинированного золота поставило крест на развитии ювелирного рынка.
«Введение НДС никоим образом не способствовало увеличению налогооблагаемой базы или поддержки предпринимательства
Наоборот, это повлекло за собой увеличение объема «теневого рынка» и еще большее уклонение от уплаты налогов», — уверен председатель лиги ювелиров.
Также Жумагалиев отмечает, что существует множество госорганов, контролирующих эту сферу, однако все они смотрят на нарушения сквозь пальцы.
Проверяющие структуры не замечают у «серых» торговцев отсутствия кассовых аппаратов, разрешений и оборудованных торговых площадей
Контролеры ссылаются на «тесные рамки» Предпринимательского кодекса. Дескать, мы не можем инициировать проверки без решения генпрокуратуры.
«Мы готовы пойти на то, чтобы государство ввело лицензирование на производство и продажу ювелирных изделий, как в СССР. Но нам заявили, что у нас либерализация. Это, конечно, хорошо. Но только в том случае, когда есть цивилизованные рычаги», — резюмировал Кайсар Жумагалиев.
Можно и по-другому
Кстати, Казахстан стал единственной страной на постсоветском пространстве, где не существует Единая пробирная палата. Необходимость такого органа продиктована самой жизнью, считает представитель Национального центра экспертизы и сертификации Наталья Кузмина.
«Единая пробирная палата есть во всех странах постсоветского пространства, кроме Казахстана. Появление уполномоченных организаций, не имеющих соответствующего опыта, вносят определенные риски.
Это связано с тем, что поставленная проба не соответствует действительности. Казахстану необходим единый орган, осуществляющий пробирный надзор. Уже сейчас есть факты, когда наше клеймо ставят на контрабандный товар.
Потом такая продукция попадает за границу, и это будет говорить о нашей стране», — заключает она.
К слову, в 2018 году Турция экспортировала ювелирных изделий на 5 млрд долларов
Сейчас турецкие ювелиры при отсутствии собственных месторождений занимают второе место по производству драгоценных изделий. Ювелирная отрасль в стране относится к числу приоритетных. Со стороны государства ей предоставляются значительные налоговые преференции и оказывается максимальная поддержка.