Адвокат Нурбек Токтакунов 2 июля 2019 года направил в Конституционную палату ВС обращение о признании неконституционной части 5 статьи 293 Уголовно-процессуального кодекса, которая позволяет продлевать срок судебного разбирательства и заключения под стражу на неопределенно-длительное время. Вплоть до их естественной смерти или смерти от тюремных условий. Об этом Токтакунов написал в соцсетях.
По его мнению, это противоречит конституционному праву на свободу и личную неприкосновенность, нарушает презумпцию невиновности и принцип состязательности и равноправия сторон в уголовном процессе.
Возможность продлевать заключение в тюрьме на неопределенно длительное время позволяет обвинению шантажировать обвиняемых, принуждая их тем самым к признанию вины или, наказывая за непризнание. Неопределённая длительность заключения под стражу сама по себе становится наказанием в отсутствии вступившего в силу обвинительного приговора. Существует неизбежная статистика следственных и судебных ошибок, впоследствии приводящих к оправданию, либо к осуждению по статье, тяжесть которой несоизмерима мала по сравнению с тяжестью неопределенно-длительного заключения.
«Возможность продлевать заключение в тюрьме на неопределенно длительное время способствует халатному отношению органов государственного обвинения к выполнению задачи обвинителя, а судей к обеспечению правосудия. В результате на обвиняемых фактически возлагается бремя доказывать свою невиновность, а с обвинителей снимается значительная часть бремени доказывания вины по уголовному делу. Неограниченная законом длительность содержания под стражей делает обвиняемых более восприимчивыми и подготовленными к различным компромиссам в обмен на облегчение своей участи.
Нарушение презумпции невиновности создает значительные преимущества стороне обвинения в уголовном процессе. Таким образом нарушается конституционный принцип состязательности сторон.
Если бы закон ограничивал возможность продлевать меру пресечения на неопределенно длительное время, он стимулировал бы государственное обвинение к более оперативной, более самоотверженной работе. В системе гособвинения создались бы более благоприятные условия для более умных и эффективных сотрудников, способных доказывать преступления без нарушений прав человека», пишет Токтакунов.