Судя по тому, что экс-президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев в минувшие выходные устроил вечер танцев в своей резиденции в селе в Кой-Таше, тучи над его головой рассеялись, по крайней мере, до осени. В Москве так не считают и обеспокоены внутриполитической ситуацией в республике. Об этом свидетельствует краткая, незапланированная встреча главы РФ Владимира Путина с президентом Сооронбаем Жээнбековым в Москве, пишет «Независимая газета».
Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков на минувшей неделе был с рабочим визитом в Швейцарии, за которой с 50-х годов прошлого века утвердилось название «штаб-квартира мирового правительства», еще ее называют «черный вход в «Белый дом». По официальной информации, часть переговоров была посвящена отношениям с Международным валютным фондом (МВФ). Обе стороны подчеркнули важность этого института для его членов и мировой экономики. Стороны также обсудили проблемы внутренней политики Кыргызстана. Жээнбеков, в свою очередь, предложил Швейцарии кыргызские экопродукты: мед, орехи, сухофрукты и фасоль.
Также сообщалось, что глава Кыргызстана для полета в Берн воспользовался рейсовым самолетом компании «Аэрофлот». Летел он через Москву. И образовавшуюся между рейсами паузу в шесть часов он использовал для встречи с российским президентом Владимиром Путиным. Кремль накануне сделал ему предложение, от которого Жээнбеков не смог отказаться. О чем говорили главы двух государств, не разглашается. Понятно только, что в рамках краткой встречи ни о каком обсуждении проблем двусторонних отношений и тем более интеграции в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) не могло быть и речи.
Судя по тому, как Алмазбек Атабмаев в конце минувшей недели устроил в своей резиденции вечеринку с танцами, стало понятно, что на встрече в Москве обсуждалась судьба экс-президента. Причем в пользу последнего. Атамбаев, как Жээнбеков, посылал сигналы в Москву. В противостоянии с экс-президентом позиция Кремля важна, чтобы переломить ситуацию. Но Кремль занял нейтральную позицию. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил: «Мы не вмешиваемся во внутренние дела суверенного государства». Но после визита в Швейцарию ситуация изменилась. По сути, Жээнбеков сообщил, что готов к диалогу с США и возможному сотрудничеству.
Кыргызский политолог Марс Сариев сказал «НГ», что Москва крайне обеспокоена внутриполитической ситуацией в республике. Вопрос политической стабильности в Кыргызстане сегодня стоит остро. В Кремле не желают, чтобы Кыргызстан превратилась во второй Афганистан.
«Если до этого времени Москва занимала позицию обезьяны, наблюдающей с холма за схваткой двух тигров, то теперь она поняла, что такая сторонняя позиция ей победы не принесет. Противостоянием между Атамбаевым и Жээнбековым могут воспользоваться отдельные крупные глобальные игроки и создать нестабильность в Центральной Азии», – отметил эксперт.
Экс-президент, по его словам, постепенно превращается в не признающего власть полевого командира, и если будут предприняты действия по его силовому захвату, то будут жертвы. Вследствие этого увеличится число сторонников, присоединятся соседние села и возможно усиление регионального раскола между севером и югом. У Атамбаева получится большой ресурс, Кыргызстан превратится в страну полевых командиров. При этом у Жээнбекова рейтинг стремительно снижается. Поэтому, считает эксперт, российский президент «перехватил» Жээнбекова на пути из Берна в Бишкек для выяснения его позиции. Понятно, что в Швейцарии кыргызский лидер попытался заручиться поддержкой «мирового правительства» и может предпринять какие-то решительные меры.
Также стало известно, что главы двух государств обсудили вопросы борьбы с контрабандой и наркотрафиком.
«В последнее время Москва фиксирует в Кыргызстане серьезные проблемы на этом направлении», – цитирует источника в администрации президента РФ ресурс Stanradar.
В частности, за 20 лет кыргызская таможня зарегистрировала поступившие из Китая товары на общую сумму $11,64 млрд. При этом китайская таможня посчитала, что через границу в направлении Кыргызстана перевезено товаров на $61,667 млрд. Разница составляет $50 млрд. За 2017 год кыргызская таможня зарегистрировала китайских товаров на сумму чуть более $1,5 млрд, китайская – $5,337 млрд. Разница составила почти $3,9 млрд. Из Турции за те же 20 лет объем поставок составил $1,129 млрд. А по данным турецкой таможни, товаров отправлено на $2,968 млрд. Разница составляет $1,839 млрд. За счет контрабанды живет кыргызская элита. Это замечание Москвы в Бишкеке расценили как наезд на южные кланы республики и ожидают кадровых перестановок в правительстве и на таможне.
Кроме контрабанды, по мнению Москвы, через Кыргызстан проходят большие объемы наркотиков-опиатов из Афганистана, при этом объемы изъятий значительно ниже, чем в Таджикистане или Узбекистане.
«Создается впечатление, что кыргызская милиция героин вообще не замечает. Какие-то изъятия проводит Госкомитет нацбезопасности, но они и близко не соответствуют потоку, который, по нашим данным, идет через республику», – отмечает источник Stanradar.
Просьба Жээнбекова выделить деньги на «абстрактное совершенствование работы МВД» понимания в Кремле не находит. Российская сторона готова помочь, но ждет от кыргызских партнеров конкретных и реальных планов по улучшению ситуации.
По мнению заместителя директора Центра стратегических оценок и прогнозов (Москва) Игоря Панкратенко, Бишкек в глазах Москвы – вполне стабильная территория, особых проблем не вызывает, дополнительных усилий не требует. Более того, в связи с непоколебимой лояльностью Кыргызстана как члена ЕАЭС и ОДКБ кое-кто в Москве вообще склонен считать, что это не отдельная республика, а один из регионов России, просто с несколько необычным статусом.
А коли так – то и внимания он заслуживает не больше, чем какой-либо российский регион в Уральском или Сибирском федеральных округах. Ну есть там какие-то проблемы, ну обещали мы им проектов на $6 млрд – ну так и что с того, решим в рабочем порядке, без спешки. По его словам, весь кыргызско-российский кейс свелся к сущему примитиву: Бишкек ожидает очередного транша из Москвы за лояльность, Москва готова выплатить, но не сразу. Этим все отношения исчерпываются, о прорывных экономических проектах уже и речи нет.