Почему Казахстан не может обогнать Турцию и Монголию и стать лидером в производстве баранины

Производительность труда в мировом сельском хозяйстве за минувший век выросла почти в 100 раз. Все это – благодаря усилению технического оснащения отрасли и развития технологий. И если в начале 20-го века один фермер мог прокормить в среднем 2,5 человек, то в 2020 году эта цифра приблизится к 200.

С одной стороны, это помогает решить проблему продовольственной безопасности. С другой, усиливает конкуренцию и все острее ставит перед каждым аграрием вопрос – куда и как продавать свою продукцию? Об этом пишет Forbes.kz.

Сбыт прежде всего

Решение вопросов сбыта стало основной темой региональной конференции Глобального форума сельских консультационных служб (GFRAS), на которой Казахстан представляли сотрудники Минсельхоза РК и Национальной палаты предпринимателей «Атамекен». Участие в форуме приняли страны Центральной Азии и Кавказа – от Монголии до Турции. Эти государства производят в основном одинаковые виды сельхозпродукции и сталкиваются со схожими сложностями при сбыте. При этом, подходы к решению этих проблем у каждого свои. Целью встречи была попытка объединить разрозненные наработки и выработать общие пути решения проблем.

Показательным примером этого является производство баранины. Лидерами в этом секторе являются Монголия (поголовье 60 млн), Турция (43 млн) и Казахстан (18 млн). При этом, если в Монголии пастбища уже забиты «под завязку», то в Казахстане потенциал расширения огромен – площади свободных угодий позволяют как минимум удвоить число животных в течение ближайших 5 – 7 лет. Вопрос состоит в том, как сделать это качественно. То есть, нужно определить, каких именно овец разводить, чтобы потом обеспечить гарантированный сбыт.

— Рынок баранины формирует спрос арабских стран, — рассказал Ербол Есенеев, директор департамента АПК НПП «Атамекен». — Цена очень интересная: $350 овечку, то есть, в три раза дороже, чем на нашем внутреннем рынке. Но у них есть жесткие требования: требования ягнята 6 — 7 месяцев, забитые обязательно по стандартам халал. При этом, преимущество имеют овцы мясных, а не мясосальных и мясошерстных пород, которые в основном сейчас выращиваются в Казахстане. Поэтому Монголия сейчас активно импортирует производителей мясных пород, ведя породное преобразование своего поголовья. И это выгодно, это окупиться. Что касается Турции, то эта страна имеет большой опыт интенсивного овцеводства – когда животные содержатся в помещениях, а производство мяса регулируется для стабильных поставок в течение всего года, а не имеет сезонный характер, как у нас сейчас.

Этот опыт Казахстану очень интересен, поскольку в стране есть несколько крупных проектов по овцеводству, с серьезными инвестициями. Специалисты Нацпалаты установили прямые контакты с коллегами в Монголии и Турции, которые готовы оказывать консультационную поддержку. Это позволит решить задачу как расширения поголовья овец, так и качественного преобразования.

Ноу-хау не для всех

Пример такого вот подхода к развитию овцеводства находится в общем тренде современного консультирования.

— Мы часто слышим, что нужно «сводить» науку и производство, — поделился Арсен Керимбеков, директор центра компетенций НПП «Атамекен». — Мол, это залог успеха – ученые скажут, как, а производственники сделают. Но все в мире уже пришли к тому, что к этим двум составляющим сейчас еще нужно добавлять и маркетинг. То есть, изначально определять «воронку сбыта». Более того, эта часть считается первостепенной. Потому что если будет канал реализации, уже к нему «подтянутся» и ученые, и производители. Мы это на форуме услышали в выступлениях специалистов из Европы, и сразу вспомнили свой опыт, когда мы проводили какие-то обучающие семинары в сельских регионах. Например, приезжаем и читаем тему «Как выращивать гусей». А в ответ слышим от сельчан: «Как выращивать, мы сами знаем, это не проблема. Вы нам лучше расскажите, куда этих гусей продать осенью!» Так что, любое производство сейчас должно начинаться с ответа на вопрос, «куда я это продам». Все остальное – потом.

Для бизнес-консультантов это подсказка о том, что свое внимание нужно сосредоточить прежде всего на определении свободных перспективных ниш на рынках – как внутреннем, так и зарубежных. Именно такая поддержка сейчас будет наиболее полезна и востребована.

А что касается методов производства, внедрения каких-то передовых ноу-хау, то на форме прозвучали мнения, что для больших компаний такие советы вовсе не нужны, и даже могут оказаться разрушительными. Дело в том, что технологические процессы все более усложняются, и уже запущенное производство, в которое вложены миллионные инвестиции, а объем выпускаемой продукции измеряется тысячами тонн, не нуждается во внешнем вмешательстве. Тут главный принцип, как в медицине – «не навреди».

Сертификат не важен

В ходе форума делегаты выяснили, что много полезного казахстанским аграриям могут предложить и южные соседи – Кыргызстан и Узбекистан, в том числе по развитию садоводства или борьбе с засоленностью земель. Соседи с Казахстаном этим опытом готовы делиться. Причем, безвозмездно – лишь в расчете на то, что в ответ и с ними будут взаимодействовать так же открыто и предоставлять какие-то свои наработки.

— Для такого вот формата есть определение – «капитализация опыта», — отметил Ербол Есенеев. — Это шаг к тому, чтобы в дополнение к общему рынку сбыта у нас появился и общий рынок знаний и компетенций. Это позволит быстрее двигаться вперед и не тратить время средства на то, чтобы по отдельности учиться одному и тому же. Намного проще, единожды оказав консультацию по какому-то вопросу, снять ее на видео и обеспечить доступ к материалу всем интересующимся. В том числе, и конкурентам – все должны развиваться, подтягиваться к уровню друг друга. Современные средства позволяют тиражировать опыт таким образом.

Интересной стала информация о том, что в прошлое уходят специализированные порталы. Опыт показал, что их создание не эффективно – выделяются деньги на разработку и наполнение, а потом туда никто не заходит. Намного полезнее те же ролики размещать на YouTube и уходить в соцсети. Это обеспечивает максимальный охват аудитории.

То же самое касается семинаров.

— У нас все увлекаются семинарами, основная часть средств, выделяемых Минсельхозом на повышение компетентности, идет именно на них, — рассказал Арсен Кермбеков. — Но опыт показывает, что и это уже неэффективно. Намного лучше – точечные консультации по конкретным проектам, в уже работающих производствах.

Выявились и дискуссионные моменты. Например, в Турции сертифицируют бизнес-консультантов. Но представители стран ЕС сообщили, что у них от этой практики отошли: опыт показал, что сертификация, во-первых, достаточно коррупционная процедура, во-вторых, превращает сертифицированных консультантов в некую особую «касту» которая быстро теряет связь с реалиями и ставит на поток свои услуги – количество идет в ущерб качеству.

Поэтому пришли к тому, что консультант должен быть востребован только в силу своих реальных результатов деятельности, а не в силу наличия некоего сертификата.

— К тому же, такой подход позволяет оградить производителя от некомпетентных консультантов, — резюмировал Ербол Есенеев. — От тех людей, кто не имея ни одного гектара земли и не проработав в отрасли ни года, почему-то берется учить других, как прийти к успеху.

Поделиться