Узбекистан лоббирует строительство железной дороги через Кыргызстан в Китай

Автор -
2225

Узбекистан открывает кредитную линию для Кыргызстана. Первые $100 млн Бишкек получит в рамках программы кредитования предпринимателей. Этот вопрос обсуждался на встрече премьер-министров двух стран Абдуллы Арипова и Мухаммедкалыя Абылгазиева. Ташкент, в свою очередь, рассчитывает получить согласие Бишкека на строительство железной дороги из Китая через Кыргызстан в Узбекистан, пишет «Независимая газета».

Бишкек готовится к визиту президента Узбекистана Шавката Мирзиёева. Об этом по итогам переговоров с Абдуллой Ариповым сообщил журналистам Мухаммедкалый Абылгазиев. Судя по всему, именно на встрече президентов двух стран будет подписано соглашение о выдаче 100-миллионного кредита.

«Этому способствовали установившиеся хорошие отношения между странами, а также в целом улучшение регионального фона. В частности, переговоры по делимитации государственной границы идут в рабочем режиме и внушают оптимизм обеим сторонам. Упоминалось, что более 90% границы уже согласовано. Но не решены два главных вопроса, связанных с двумя анклавами – Сох и Шахимардан. И решить их, с учетом политической ангажированности для Кыргызстана в период подготовки к предстоящим парламентским выборам 2020 года, трудно. Поэтому сегодня их публично не обсуждают», – сказал директор аналитического центра Prudent Solution Эсен Усубалиев.

Что же касается экономики, то, по словам эксперта, «это впервые происходит, когда Узбекистан выдает 100-миллионный кредит на улучшение одной из сфер экономики».

Как сообщил министр экономики Санжар Муканбетов, заем предприниматели получат через «Айыл банк».

«Мы предлагаем эти средства выдавать предпринимателям, которые заняты переработкой шерсти и шкур», – отметил министр.

По его словам, в настоящее время стоит задача увеличить товарооборот между странами до $1 млрд. По итогам 2018 года показатель составил $340 млн, за пять месяцев 2019 года – $130–140 млн.

«Аналогичный кредит предоставлен и соседнему Таджикистану. Это так называемый товарный кредит. В рамках кредитной линии планируется увеличить объемы экспорта товаров из Узбекистана для их реализации в Кыргызстане и Таджикистане, чем и займутся бизнесмены. Само предложение кредита нужно рассматривать в рамках узбекской развивающейся новой экономической модели экспортоориентированного характера. Это вовлечение в свое рыночное пространство соседних стран», – сказал эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев.

По его мнению, не факт, что кредитование производителей шкур решит проблему отрасли. Даже если так, есть другая, более важная цель: строительство железной дороги из Китая через Кыргызстан в Узбекистан.

«В июле на полях саммита ШОС в Бишкеке должно было быть подписано основное соглашение по строительству кыргызского участка железной дороги из Китая в Узбекистан. Но подписание не случилось. И причин здесь много, как внутрикыргызских, так и внешних», – отметил Князев.

С точки зрения интересов Кыргызстана проблема заключается в финансировании и прокладке маршрута. Кыргызские железные дороги сегодня представляют собой тупиковые ветви, которые ведут в Казахстан и Узбекистан. Единой внутренней сети железных дорог, которая связывала бы республику, не существует. Поэтому железная дорога гораздо больше нужна Пекину и Ташкенту, чем Бишкеку. Хотя у Китая при его масштабах проектирования существует множество альтернативных маршрутов, и Пекин может потерпеть с реализацией этого проекта. Но, по словам эксперта, есть еще две страны, которые в этом строительстве не заинтересованы. Это Казахстан и Россия. Князев не исключает, что мнения Москвы и Нур-Султана учтены кыргызской стороной.

«Поэтому Узбекистан делает шаг навстречу с тем, чтобы через позитивные действия ускорить решение вопроса о строительстве железной дороги», – считает Князев.

То, что Кыргызсктан не решается это сделать, – по мнению Эсена Усубалиева, «вопрос отношений Бишкека и Пекина». Поскольку Кыргызстан не пришел ни к какому выводу даже после переговоров с председателем КНД Си Цзиньпином, которые состоялись в рамках ШОС в Бишкеке и на которых этот вопрос обсуждался.

«Тем не менее Ташкент хочет убедить Бишкек, чтобы он более активно включился в процесс обсуждения проекта железной дороги Китай–Кыргызстан–Узбекистан. Но, учитывая, что сейчас кыргызское правительство может быть занято совсем другими проблемами, я сомневаюсь, что этот вопрос будет решаться в активном режиме. Тем более, как заведено в КР, любые вопросы, связанные с привлечением больших инвестиций со стороны Китая в преддверии выборов, будут муссироваться активно, а значит, и последствия могут быть непредсказуемыми», – сказал Усубалиев.

Он также заметил, что визит узбекского премьера, согласно официальным сообщениям, «прошел на позитивном фоне», но традиционно подробности не известны.

«Это одна из черт новой внешней политики Кыргызстана. Открытости нет, мы не знаем, с какими позициями выходит КР на международный уровень, чего хотим, а чего нет. Можем только гадать», – подчеркнул Усубалиев.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться