«Поколение свободы» уже стучится в двери властных олимпов всех без исключения государств СНГ, и хотят правители этого или нет, но им придется уступить власть новому поколению, которые создадут новое современное государство, принадлежащее народу, а не кучке узурпаторов, пишет Алымбек Биялинов, эксперт по экономике и безопасности в своей статье, размещенной на сайте «Белый парус». Таков будет результат «африканского синдрома», которым мы все-таки переболеем, говорит эксперт. Что такое «африканский синдром»? Об этом ниже:
Люди старшего поколения хорошо помнят, как в 60-70 годы прошлого века вся Африка была охвачена национально-освободительным движением и после развала колониальных империй на карте мира один за другим появлялись новые независимые государства. Советские люди, благодаря официальной пропаганде восторженно воспринимали представителей новых государств, освободившихся от, как тогда говорилось, «колониального ига» Англии, Франции, Бельгии, Испании, Португалии и других метрополий.
Первые африканцы из новых независимых государств появились в тогдашней советской Киргизии именно в этот период для обучения в летном училище, располагавшегося в так называемом 110 квартале города Фрунзе. В наших глазах они представлялись героическими повстанцами, победившими ненавистных империалистов, с которыми Советский Союз в то время вел беспощадную борьбу по всему земному шару.
Нас даже не смущало то, что подвергавшиеся нещадной эксплуатации империалистами жители вчерашних колоний, с которыми мы встречались вечерами на фрунзенском «Бродвее» (это был участок улицы XXII партсъезда – ныне Чуйский проспект – от кинотеатра «Ала-Тоо» до кинотеатра «Россия») были одеты лучше нас, все в совершенстве владели английским, французским, испанским, португальским и другими европейскими языками, а некоторые даже успели поучиться в престижных европейских университетах. В общем они не были похожи на зачуханных рабов этих ужасных империалистов, как нам тогда преподносили советские СМИ.
Самое интересное началось после пяти-шести лет независимости, контингент курсантов начал резко меняться – уже и языками владели не так хорошо, и одеваться стали попроще, на «Бродвее» они стали отличаться от нас уже разве что цветом кожи. А через 10-15 лет независимости по многим из них можно было судить об уровне жизни в их странах, судя по одежде, одевал их уже Советский Союз – они ничем не отличались от нас – советских людей.
По-видимому, к этому времени лидеры повстанцев, оказавшиеся у власти, стали диктаторами и махровыми коррупционерами, а страны погрузились в беспросветную нищету. А один из них совсем тронулся умом – президент Центрально-Африканской Республики Ж.-К. Бокасса провозгласил себя императором Центрально-Африканской Империи и для коронации выписал из Парижа за огромную сумму карету императора Наполеона. Не чурался он и приема в пищу мяса своих политических противников. Одним словом, людоед.
Вот такие, с позволения сказать, властители довели большинство независимых государств «до ручки» и через 20-30 лет независимости почти во всех африканских странах начались перевороты и гражданские войны.
Возникает вопрос – почему не раньше и не позже? Почему народы этих стран терпели такое продолжительное время этих узурпаторов власти? Ответ, по-видимому, кроется в том, что все это время у власти находились представители «поколения повстанцев», которые сражались за независимость и кровью и многими жизнями завоевавших ее. И они, прекрасно видя беззакония и преступления властей, тем не менее, считали их своей властью, а диктатор, также участвовавший в национально-освободительном движении, оставался в их глазах одним из повстанцев.
Пережившее все ужасы национально-освободительной войны «поколение повстанцев» ни за что не хотело их повторения, поэтому пойти по пути насильственного свержения власти проворовавшихся диктаторов, что неминуемо привело бы к гражданской войне, они никак не могли.
Тогда кто начал требовать перемен в этих странах, которые застыли в своем развитии в омертвляющих объятиях диктаторов с их насквозь коррумпированной властью? Это были люди, родившиеся вместе с новым государством, ровесники независимости, которые не жили в колониальном прошлом, не участвовали в войне за независимость, то есть это было «поколение свободы» — граждане от 20 до 40 лет. К их числу принадлежат также и сорокалетние, которым на момент завоевания независимости было от силы 10 и менее лет, то есть их сознательная жизнь пришлась уже на новое государство.
Вот это «поколение свободы» именно через тридцать лет независимости и вышло на авансцену политической и социально-экономической жизни с требованиями перемен и лучшей доли для основной массы населения. Они не видели, как завоевывалась независимость, они не желают знать про заслуги нынешних диктаторов в этой борьбе, а просто хотят жить лучше, чем их родители из «поколения повстанцев». Поэтому большинство переворотов в африканских странах в 70-90 годы прошлого века совершали тридцатилетние офицеры, а в некоторых и того моложе. Совсем недавно в Зимбабве молодые офицеры «попросили» уйти на покой 90-летнего диктатора Р. Мугабе, сорок лет правившего этой африканской страной. Между прочим, и «арабская весна» на Ближнем Востоке также дело рук двадцати-тридцатилетней молодежи этих государств.
Таким образом, в среднем тридцатилетний рубеж (плюс-минус 5-10 лет) независимости является критической точкой в развитии молодых государств, который можно назвать «африканским синдромом». В этой связи напрашивается интересная параллель с историей СССР после смерти И. Сталина. Фактически с разоблачением в начале 60-х годов прошлого столетия культа личности Сталина, Советский Союз стал в глазах общества как бы новым государством без сталинских ГУЛАГов, массовых репрессий и жесткой уравниловкой всего и вся. Получила определенную свободу и творческая деятельность. Все это называлось одним словом – «оттепель».
Так вот это «поколение оттепели», родившееся в 60-е и немногим ранее годы, ровно через тридцать лет(!) сыграло решающую роль в развале СССР. Они, не испытавшие на себе все ужасы сталинских лагерей и ночных арестов НКВД, увидевшие через «железный занавес» жизнь в других странах, потребовали перемен в жизни огромной страны. Не случайно в 80-е годы в Советском Союзе огромную популярность приобрела песня Цоя «Мы ждем перемен». Руководство страны под давлением «поколения оттепели» вынуждено было пойти на реформы в политике и экономике. Однако, социалистическая система оказалась нереформируемой, а попытки Горбачева изменить что-то в ней привели к роковым событиям 1991 года, в результате чего Советский Союз перестал существовать.
И вот уже на тридцатилетнем рубеже независимости во многих государствах СНГ, возникших на развалинах СССР, стали проявляться грозные признаки «африканского синдрома». Приход к власти в Грузии Саакашвили, затем «революция достоинства» в Украине, логично продолжившаяся победой молодого Зеленского на президентских выборах, приход к власти несистемного Пашиняна в Армении – все это заслуги «поколения свободы», молодых граждан, ровесников независимости своих стран.
Разумеется, история никогда не развивается по прямой, и на пути процессов, связанных с «африканским синдромом» в некоторых странах СНГ строятся мощные «редуты и другие оборонительные сооружения» со стороны властей, погрязших в воровстве и коррупции.
Никто не хочет отвечать за содеянное, поэтому они до последнего держатся за власть всеми правдами и неправдами, пытаясь оттянуть время расплаты за совершенные преступления. Тут и назначения преданных преемников под видом всенародных выборов, как это произошло в одной соседней стране. Тут и «рокировочки» с целью вечно оставаться во власти, и превращение без всякого стеснения страны в полицейское государство, чтобы никто не посмел пикнуть против власть предержащих и многое другое.
Однако, против лома, как говорится, нет приема. Законы истории, а «африканский синдром», уже проявил себя таковым, действуют несмотря ни на какие ухищрения временщиков, возомнивших себя мессиями – посланниками Всевышнего для своих народов.
«Поколение свободы» уже стучится в двери властных олимпов всех без исключения государств СНГ, и хотят правители этого или нет, но им придется уступить власть новому поколению, которые создадут новое современное государство, принадлежащее народу, а не кучке узурпаторов.
Посмотрите, что происходит в России, в Казахстане, где молодежь требует перемен, несмотря на жесточайшие репрессии со стороны властей. И они, в конце концов, добьются своего, потому что на их стороне объективные законы исторического развития и поддержка общества. Последние события в Москве, где несколько недель подряд бунтует молодежь, только на первый взгляд кажутся связанными с недопущением независимых кандидатов на выборы в Мосгордуму.
На самом деле это проявление фундаментального противоречия между «поколением свободы» и нынешними властями, которые считают себя вправе и дальше грабить страну. И только уход этой власти в историческое небытие и создание нового российского государства разрешит эту проблему. На меньшее «поколение свободы» не согласно, поскольку они все пользуются интернетом и много ездят по миру и видят, как можно жить по-человечески в своей стране, тем более такой богатой как Россия, а не влачить жалкое существование, ставшее уделом многих россиян.
Своеобразная ситуация складывается у нас в Кыргызстане, где густой замес клановости и трайбализма в политической жизни как бы замещает «африканский синдром», общество отвлечено борьбой между различными кланами за власть и природно-экономические ресурсы страны. Главным фактором, движущей силой общественного развития все годы независимости, к сожалению, была коррупция. Меняются президенты и правительства, приходят новые депутаты, но постоянной составляющей нашей жизни остается коррупция. Никто ничего менять не хочет. А «поколение свободы» только-только приходит к пониманию необходимости перемен в жизни страны.
Но как все происходит у нас в Кыргызстане, голос этого поколения может неожиданно и громко прозвучать и получить мощную поддержку большинства населения, и мы первыми, как это не раз происходило, создадим на пространстве СНГ государство нового типа, отвечающего требованиям новейших технологий и конкурентоспособной рыночной экономики.
Соответственно произойдет кардинальная политическая трансформация, конфигурация политических институтов изменится до неузнаваемости, мы, наконец, окончательно оторвемся от советской «пуповины» в нашей жизни. И Жээнбеков останется в истории как последний «советский» президент нашей республики.
В дальнейшем нами будет управлять поколение, которое не будет отягощено советским прошлым, поскольку они были рождены в независимом свободном государстве. Таков будет результат «африканского синдрома», которым мы все-таки переболеем.