В Кыргызстане свою деятельность активно ведут китайские компании, в частности, в добывающей отрасли. У бизнесменов из КНР неоднократно были сложности с обеспечением безопасности рабочих, объектов и вообще функционирования предприятий. Августовские события в Нарынской области это подтверждают. Пекин в жесткой форме обратился к Бишкеку с требованием защитить китайских граждан и инвестиции. В то же время, как заявил 25 августа centralasia.news Медербек Корганбаев, возможно, охранять китайцев будут частные охранные компании (ЧОК) из Поднебесной.
Медербек Корганбаев отмечает, что в Пекине понимают, что Бишкек должным образом не сможет обеспечить безопасность китайских сотрудников и имущества инвесторов. Уже неоднократно провокации, спланированные стычки, искажение информации и событий приводили к обострению антикитайских настроений среди местного населения. Практика показывала, что местные милиционеры не могут дать жесткий отпор своим же землякам ради спокойствия китайских бизнесменов.
Учитывая интересы в сфере добычи, Китай может пролоббировать через кыргызский парламент закон, который позволит китайским инвесторам привлекать к охране предприятий и месторождений, поселков проживания своих граждан частные охранные компании (ЧОК) из Китая. На вооружении ЧОК будут травматическое и служебное оружие, спецсредства.
Эксперт добавил, что в Пекине прекрасно понимают, что появление китайских «спецов» граждане Киргизии воспримут негативно, но выбора у Поднебесной нет, ведь в противном случае бизнес терпит серьезные убытки.
Позже Медербек Корганбаев написал в соцсетях, что это его сугубо личное мнение о ЧОК Китая. «Я не преследовал цель создать негативную шумиху. Я сказал ВОЗМОЖНО. Я не инсайдер, никто не мне ничего не говорил и не просил. А то, что мое мнение, указанную в статье, исказили другие люди, начали делать вброс в соцсети — это уже на совести этих лиц. Я сделал такой анализ на основе последних событий в нашей стране. Отдельные провокаторы захотели создать резонанс и им это удалось. В моих словах нет призыва к чему-либо противозаконному», написал Корганбаев.
Следует отметить, что The Wall Street Journal в своей статье «Шпионский скандал изобличает Китай, ведущий борьбу за влияние в Центральной Азии» сообщал, что Пекин занимается лоббированием, и недавно попросил правительство Казахстана дать разрешение китайским охранным организациям работать на его территории, что немыслимо для казахстанских служб безопасности.
В некоторых случаях китайские бизнесмены требуют доли в казахстанских компаниях, ставя это в качестве условия для продолжения финансирования крупных проектов. Не совсем понятно, каковы результаты этих переговоров.
К 2017 году в Китае было зарегистрировано 5 тысяч частных военных предприятий. Численность персонала – более 4,3 млн человек.
Международное издание The Diplomat дает пояснения к этой статистике: из тысяч компаний менее двадцати способны работать в зарубежных странах. Их контингент на 2016 год оценивали в 3200 сотрудников. Остальные ЧВК оказывают только консультации. Согласно докладу берлинского Института исследований Китая Mercator, китайские ЧВК находятся «в партнерских отношениях с охранными компаниями в России».
Многие контрактники – бывшие солдаты Народно-освободительной армии Китая. К примеру, ветеран армии КНР руководил эвакуацией в Джубе. Известно, что бывших военных и полицейских берет на работу ЧВК Shandong Huawei Security Group. Она работает в Ираке и Афганистане.
Наемники из КНР охраняют китайские промышленные объекты в самых разных странах мира. Учитывая, что в Китае весь крупный бизнес находится под тотальным контролем государства, частные военные компании действуют с ведома и при поддержке официальных китайских властей. Хотя формально последние, разумеется, всячески открещиваются от них. Кстати, китайские частные военные компании несколько подзадержались с выходом на международную арену.
Когда американские и британские частные военные компании уже давно присутствовали на мировом рынке охранных услуг, никто еще не знал о существовании китайских ЧВК. Они дебютировали в начале 2000-х годов, но на более-менее серьезный уровень вышли уже к 2010-м годам, пишут СМИ.
Бизнесмены из Поднебесной уже осознали все преимущества доморощенной охраны над зарубежными компаниями.
Во-первых, всегда проще иметь дело со своими соотечественниками, которые общаются с тобой на одном языке, воспитаны в одной культурной традиции.
Во-вторых, европейские и американские частные военные компании всегда предлагали более дорогостоящие услуги, чем их китайские коллеги.
В-третьих, качество подготовки китайских специалистов действительно не уступает американским или европейским бойцам.
Тем не менее, иностранцы достаточно активно участвуют в деятельности и собственно китайских ЧВК. Есть такой человек Эрик Принс, в свое время создавший знаменитую компанию Blackwater. Бывший американский офицер, Эрик Принс получил образование в Военно-морской академии США и служил в спецназе ВМС, пока не вышел в отставку и не занялся частным охранным бизнесом. Бойцы созданной им компании Blackwater участвовали в боевых действиях в Афганистане, обучали личный состав иракской армии и полиции, охраняли американские коммерческие объекты в «горячих точках» Ближнего Востока, тренировали спецподразделения военно-морских сил Азербайджана. Были даже заключены специальные контракты с американским военным ведомством о поставках оборудования и участии в борьбе с террористами.
Именно в качестве подрядчика американского Министерства обороны компания Принса участвовала в Иракской войне и выполняла после ее завершения довольно широкий спектр задач на территории Ирака. Теперь Эрик Принс переориентировался на Китай, что достаточно странно, учитывая тесные связи Принса с американскими силовыми структурами. Впрочем, «деньги не пахнут» и этого принципа придерживаются не только банкиры или нефтяные бизнесмены, но и воротилы современного охранно-военного бизнеса.
The Guardian сообщает, что Эрик Принс недавно подписал соглашение с правительством КНР. Его новая структура Frontier Services Group (FSG), согласно данному соглашению, должна построить специальный учебный центр в городе Кашгар в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. Кашгар – старинный уйгурский город, одна из «жемчужин» Восточного Туркестана, как раньше называли Синьцзян-Уйгурский автономный район, был выбран для размещения учебного центра не случайно. Регион это проблемный, здесь растет активность религиозных фундаменталистов и террористов, многие из которых уже успели получить реальный боевой опыт в Сирии, Ираке и Афганистане. Мировая мусульманская общественность обвиняет Китай в нарушении прав уйгурского населения, однако Пекин не собирается прислушиваться к чужому мнению, когда дело касается его собственных политических интересов.
В учебном центре в Кашгаре планируется обучать сотрудников частных военных компаний Китая, специалистов служб безопасности китайских коммерческих компаний, полицейских и спецназовцев Народно-освободительной армии Китая. Кстати, компания Принса и раньше тренировала китайских частных охранников и полицейских. Стоимость центра оценивается не менее чем в 600 тысяч долларов. Ежегодно через это учебное заведение сможет проходить до 8 тысяч человек. Численность предполагаемых курсантов весьма внушительна. Но не стоит забывать и о том, что сегодня в разных странах мира находятся сотни тысяч китайских частных охранников и просто наемников.