Главным итогом противостояния действующего и экс-президента стало то, что у Сооронбая Жээнбекова в большой политике, пожалуй, не осталось надёжных союзников. Не считать же таковыми ситуативных партнёров, попутчиков, а тем более карьеристов, говорится в статье на сайте «Ритм Евразии»:
Самым близким другом из влиятельных политиков был, разумеется, нынешний опальный экс-президент. В 2017-м Алмазбек Атамбаев стал публично поддерживать кандидата в президенты С. Жээнбекова ещё до старта предвыборной кампании. Глава государства был настолько уверен в своём преемнике, что сказал следующее: «Это был бы хороший выбор для страны. Это очень порядочный, не замаранный ни в чем честный человек. Я думаю, он бы продолжал тот курс, который есть в стране, направленный на построение прозрачного и честного общества».
Став президентом, С. Жээнбеков своим первым указом присвоил А. Атамбаеву звание Героя Кыргызской Республики. А потом между ними словно черная кошка пробежала. Одно ясно: при штурме резиденции в Кой-Таше Атамбаев действительно показал, что он не из робких.
Слишком популярный
Не успели улечься страсти вокруг ареста А. Атамбаева, как общественность шокировали новостью об увольнении замминистра внутренних дел Курсана Асанова. Шокировали – это ещё мягко сказано, после позорного провала силовиков во время первого штурма Кой-Таша репутация силовиков сильно упала. Даже в зарубежных СМИ стали посмеиваться над кыргызстанским спецназом, который дал себя разоружить и арестовать гражданским лицам.
На этом фоне, когда гражданское противостояние грозило перерасти в очередные массовые беспорядки, всю страну облетели кадры переговоров замминистра с Атамбаевым при вторичном штурме. На записи видно, как бравый Асанов корректно, но твёрдо уговорил экс-президента сдаться властям. С этого момента стало ясно, что очередной революции и новых жертв удастся избежать.
Общественность ликовала и не скупилась на хвалебные комментарии. Наконец-то в стране появился герой, профессионал, который может лично приехать на место беспорядков и разрулить ситуацию. К. Асанова стали сразу прочить в кресло министра. Политологи высказывали мнения, что на предстоящих парламентских выборах многие партии захотят видеть его в своих списках.
И тут как гром среди ясного неба прозвучала новость о том, что замминистра внутренних дел с позором увольняют, причём с неслыханной доселе формулировкой: «По итогам служебного расследования за предательство интересов кыргызской милиции и утерю доверия внесено предложение об освобождении от занимаемой должности заместителя министра внутренних дел Курсана Асанова».
Уже бывшего замминистра сделали главным виновным во всех провалах, обвинили в том, что он пиарился во время спецоперации. Позже обвинили и в получении взятки от Атамбаева. Все эти обвинения Асанов категорически отрицал. Затем был вызван на допрос и задержан его адвокат Икрамидин Айткулов…
В этой чехарде взаимных обвинений разбираются юристы. Кто прав, а кто виноват – в данном случае не суть важно. Было бы странно, если в насквозь пронизанной коррупцией стране кто-то остался бы не втянутым в неё. Посмотрим на ситуацию с политической точки зрения.
Страну сотрясает один коррупционный скандал за другим. Начал серию «посадок» ещё А. Атамбаев, С. Жээнбеков продолжил. Прямо сейчас два бывших генпрокурора находятся под следствием. На моральном состоянии силовых структур это не может не сказаться и довольно сильно. Население не верит, что во власти остался хоть один честный и компетентный человек.
В такой ситуации президенту было бы выгодно ответить на общественные ожидания и приблизить к себе такого человека, как Курсан Асанов. Может, и не сделать министром, но хотя бы просто публично похвалить, наградить. Ведь не уговори Асанов Атамбаева сдаться властям, события могли бы выйти из-под контроля властей. Президент мог бы разделить с бывшим замминистра народную славу и извлечь политические дивиденды. Вместо этого получился обратный эффект. Лояльные к С. Жээнбекову граждане, которые сразу после ареста Атамбаева не скупились на похвалы, теперь пребывают, мягко говоря, в недоумении.
Правительство в СИЗО
Число антикоррупционных дел, возбужденных Госкомитетом нацбезопасности, уже с трудом поддаётся подсчёту. Как шутят в социальных сетях, из арестованных в СИЗО ГКНБ можно собрать альтернативный состав правительства и депутатский корпус. Некоторые скрываются за границей, некоторые, как экс-министр энергетики Осмонбек Артыкбаев, уже начали давать признательные показания.
Наиболее громкие дела – это «Дело ТЭЦ», «Дело Батукаева» и теперь появилось «Дело Атамбаева». Причём в ходе расследования по делу о конфликте в Кой-Таше следствию удалось сделать то, что до этого не удавалась никому. В рамках одного дела по схожим обвинениям оказались одновременно наиболее прозападные и пророссийские политики. В этом, правда, есть немалая «заслуга» Атамбаева, который умудрился под свои знамёна собрать слишком пёструю политическую элиту.
Например, экс-депутат Равшан Жээнбеков считается чуть ли не представителем Госдепа в Кыргызстане, он умудрился даже побывать на киевском майдане в 2014 году, где с напутственной речью выступил на сцене. В свою очередь, действующий депутат Ирина Карамушкина всегда поддерживала евразийскую интеграцию, а в 2017-м демонстративно посетила Крым.
Сейчас под следствием находятся почти все яркие политики страны. Избежали этой участи Темир Сариев, Адахан Мадумаров и Бакыт Торобаев. Но эта троица никак не проявляла себя в публичной политике за последние годы, видимо, не рискуют портить отношения с президентом перед важными парламентскими выборами, на которых предстоит преодолеть порог в 9%.
Нельзя сказать, что С. Жээнбеков спокойно наблюдает за растущим списком подследственных. Дан зелёный свет на возвращение из вынужденной эмиграции Омурбека Бабанова, его главного соперника на президентских выборах. Сейчас политик ещё ходит на допросы, но ни у кого не возникает сомнений, что следствие скоро снимет с него все обвинения.
Другой опальный политик – лидер партии «Ата-Мекен», которого называют «отцом Конституции», Омурбек Текебаев с начала 2017 года томится в СИЗО. Но прямо сейчас прокуратура стала пересматривать дело, и, похоже, в скором времени суд оправдает его.
Сооронбай Жээнбеков, как опытный аппаратчик, старается сократить количество политических оппонентов. А заодно подправить имидж страны как единственной демократической в Центральной Азии, по версии западных стран.
По старым граблям
Однако если посмотреть на ситуацию в целом, то сдается, что нынешний президент делает те же ошибки, что и его предшественники. Приходя к власти в результате бурных революционных событий, они включали в состав правительства сильные политические личности, которые обеспечивали относительную стабильность, но с течением времени главе государства становилось в тягость такое разделение авторитета, и правительство отправлялось в отставку (примерно раз в год).
И каждый новый состав Кабинета министров (за редким исключением) по составу был слабее и зависимей от президента.
В конце концов, когда все значимые фигуры оказывались отодвинутыми от важных постов, в окружении президента оставались только не приспособленные к кризисным ситуациям карьеристы и бюрократы. И когда складывалась революционная ситуация, политиков, готовых бороться за действующую власть, оказывалось слишком мало.
Конечно, С. Жээнбеков не так эмоционален, как А. Атамбаев, и старается не наживать себе на пустом месте новых врагов. Но и друзей у него за последний год точно не прибавилось. А при кадровой пустоте в собственном окружении ставить перед собой и страной большие задачи бесперспективно.