«Белые» инвесторы в «черной» горнорудке Кыргызстана. Миссия невыполнима?

Про туризм и налоги, платные дороги, почему в Кыргызстан не идут добросовестные инвесторы, и что мешает горнорудной отрасли уйти от скандалов и бесконечных переделок.

Рискованная горнорудка

Пожалуй самой значительной экономической новостью последней недели лета стало сообщение о том, что Стратегическое соглашение между правительством КР и канадской компанией Centerra Gold Inc. наконец-то вступило в силу.

Этот документ, нацеленный на защиту окружающей среды и развитие инвестиций, подписан еще в сентябре 2017 года правительством премьер-министра Сапара Исакова. После того, как он ушел в отставку, новый кабинет министров во главе с Мухаммедкалыем Абылгазиевым расценил соглашение как «не отвечающее интересам страны» и начал новые переговоры с Centerra Gold Inc. для обсуждения условий договора.

В итоге сроки вступления в силу Стратегического соглашения продлевались вплоть до настоящего времени. В ходе долгих переговоров кыргызская сторона добилась от канадцев значительного увеличения объема финансовых поступлений по договору – с $87 млн до $150 млн.

До конца 2019 года Кыргызстан получит свыше $77 млн, включая поступившие $7 млн в Фонд развития онкологии. Премьер-министр пообещал, что правительство обеспечит открытую и прозрачную работу фондов, и эффективное освоение выделяемых средств.

«Финансовые средства фондов должны использовать строго по целевому назначению. По некоторым направлениям должен применяться механизм возвратности средств, включая получение инвестиционных доходов от средств фондов. Их деятельность будет созвучна с масштабной работой по развитию регионов, инициированной президентом, и создаст дополнительные возможности для реализации важных проектов в регионах», — подчеркнул Мухаммедкалый Абылгазиев.

В свою очередь Centerra Gold Inc. объявила о прекращении оставшихся судебных разбирательств, затрагивающих проект «Кумтор», включая международный арбитраж в Постоянной палате третейского суда в соответствии со Стратегическим соглашением об охране окружающей среды и развитию инвестиций, заключенным ранее с правительством Кыргызстана.

«Вступление в силу стратегического соглашения является поворотной точкой в истории проекта «Кумтор». Определенность, внесенная стратегическим соглашением, позволит продолжить работу над расширением запасов и ресурсов проекта, продлить срок эксплуатации рудника, повысить его эффективность и прибыльность, укрепить нашу приверженность социальным программам и защите окружающей среды для взаимной выгоды Centerra Gold и Кыргызстана», — отметил президент и главный исполнительный директор Centerra Gold Inc. Скотт Перри.

Надо отметить, что примирение с Centerra нельзя считать показателем взаимоотношений республики с инвесторами. Напротив, инвестиционный климат сегодня, особенно в горнорудной сфере, оставляет желать лучшего.

К примеру, до сих пор неясна дальнейшая судьба месторождения золота Солтон-Сары в Нарынской области, где не так давно произошел конфликт между местными жителями и представителями китайской компании-разработчика. Производство остановили и, как на днях заявил премьер-министр, оно будет возобновлено только по итогам переговоров с местным населением.

Независимый экономический эксперт Искендер Шаршеев рассказал K-News, что, учитывая все, что происходит сегодня в республике, Кыргызстан вряд ли может в ближайшее время рассчитывать на приход добросовестных инвесторов.

«Есть риски, что все лицензии, которые ранее выданы горнорудным компаниям, выдавались с нарушениями. Это выгодно и предпринимателям, которые давали взятки для получения разрешений, и тому кругу лиц, которые использовали месторождения для личного обогащения. Я не уверен, что в стране много тех, кто работает официально и по всем правилам. Поэтому горнорудка — это рынок рискованный. В этой связи «белые» инвесторы с рейтингом «AAA» к нам не приходят. У нас работают инвесторы с рейтингом «ВВВ» и «ССС». Они готовы идти на риск и иногда он реализуется, как в истории с Солтон-Сары. У нас нет рейтинговых агентств, мы не работаем с международным крупными инвестиционными группами, поэтому ничего удивительно в том, что происходит, нет. Это закономерно. Чтобы к нам пришли «белые» инвесторы в первую очередь нам необходимо обеспечить полную прозрачность всех процедур и провести глубокие структурные реформы, для обеспечения 100-процентной прозрачности. Мы должны показать минимум десять лет стабильной работы правовой системы и прозрачность внутренних процессов. Только тогда мы сможем рассчитывать на привлечение инвесторов с рейтингом «ААА», — отмечает экономист.

Заплати и кати

Минтранс внес на рассмотрение в ЖК законопроект о платных дорогах. Первым пилотным проектом планируется сделать объездную трассу Бишкека протяженностью 73 км (от пересечения с улицей Алма-Атинской до села Чым-Коргон).

Если парламент после рассмотрения примет законопроект, в начале 2020 года начнется подготовка технико-экономического обоснования пилотного проекта. Согласно проекту закона, платными могут быть дороги общего пользования, имеющие возможность альтернативного проезда, протяженность которого не может превышать протяженность платной более чем в два раза.

В предлагаемом законопроекте указаны протяженность дорог и тарифы. Сумма оплаты будет составлять от 2 до 10 сомов, в зависимости от категории транспорта. Предполагается, что такая стоимость позволит окупить все расходы в течение 20 лет.

Общественность эта новость не особо обрадовала. Откровенно говоря, кыргызстанцев возмутила идея введения платных дорог: многие сочли, что их заставляют платить за одно и то же дважды. Дороги ведь строятся государством исключительно на кредитные деньги, а расплачиваться, так или иначе, придется народу.

Кстати, о кредитах. Почти параллельно с новостью о платных дорогах Минтранс сообщил о том, что берет еще один заем размером в $128 млн на строительство автотрассы Балыкчы – Каракол – Балыкчы. Кредитором станет Арабская координационная группа.

По данным ведомства, в настоящее время получены одобрения на предоставление кредитов со стороны ОПЕК и СФР. По результатам миссий в КР, одобрение кредитов КФАЭР, ФРАД и ИБР вносятся на рассмотрение советов директоров.

Туристы и налоги

Департамент туризма посчитал, что общее число прибывших в Кыргызстан граждан стран дальнего и ближнего зарубежья за полгода 2019 года составило 3 млн 571.1 тысячи человек.

При этом по данным департамента, Иссык-Кульскую область посетили 145 тысяч 434 туриста. Большая часть отдыхающих на Иссык-Куле — почти 80% — граждане Кыргызстана и только 29 тысяч 915 человек — иностранцев.

На Иссык-Куль из стран СНГ приехали 24 тысячи 754 туриста, из других — 5 тысяч 161 человек.  Надо отметить, интерес со стороны иностранцев к нашей жемчужине не растет, если не сказать, что падает. Возможно, причина этому кроется в слабом сервисе и слишком высоких ценах.

С другой стороны, есть вероятность, что заинтересованность курортников в отдыхе на Иссык-Куле снижается потому, что и бизнесменов сферы туризма, и власти не особенно волнуют вопросы охраны окружающей среды региона. Хотя, как туристическое направление, Прииссыккулье и особенно востребованы не только из-за уникальной природы, но и из-за экологической чистоты края.

К примеру, в туристической зоне до сих пор не решен вопрос с очистными сооружениями. Старые не в состоянии справиться с летней нагрузкой, а на новые денег нет.

Скорее всего, проблема со строительством очистных связана с тем, что большая часть налогов из туристической сферы уходит в республиканский бюджет.  Оттуда они в регион уже не возвращаются, тем более, что администрируют налоги, как видно, с каждым годом все хуже. Так поступления налоговых платежей в бюджет республики от туристической деятельности за I полугодие 2019 года составили 51 млн 98.8 тысячи сомов. Причем по сравнению с аналогичным периодом 2018 года налоговые поступления сократились более чем в 2 раза.

Поделиться