В прошлом году Китай объявил о разработке новой системы искусственного интеллекта для внешнеполитических целей. Она предлагает китайским дипломатам рекомендации по внешней политике. США также развивают свой потенциал прогнозирования, пишет Scientific American. Индийский футуролог рассказывает, как будет выглядеть мир, когда страны начнут использовать алгоритмы, чтобы предсказывать дальнейшие события.
В прошлом году Китай объявил о разработке новой системы искусственного интеллекта для внешнеполитических целей. Она называется «платформой моделирования и прогнозирования геополитической среды», и она работает, обрабатывая огромные объемы данных и затем предлагая китайским дипломатам рекомендации по внешней политике.
Согласно одному источнику, Китай вот уже несколько лет использует аналогичную систему искусственного интеллекта для оценки почти всех иностранных инвестиционных проектов.
Подумайте, что означают такие разработки: постепенно внешняя политика отходит от дипломатов, компаний, занимающихся оценкой политических рисков, и аналитических центров — в прошлом первых организаций, к кому бы обратились. Постепенно внешняя политика движется в направлении современных алгоритмов, основная цель которых состоит в том, чтобы анализировать данные, прогнозировать события и консультировать правительства в отношении того, что делать. Как будет выглядеть мир, когда страны начнут использовать алгоритмы, чтобы предсказывать дальнейшие события?
Прогнозирование следующего всплеска социальных волнений
Например, в начале 2019 года Ченнай и несколько других индийских городов пострадали от нехватки воды. Шли месяцы, кризис нарастал, миллионы человек оставались без воды. К июню 2019 года начались протесты, в ходе которых были арестованы сотни людей.
Некоторые политические партии также начали призывать людей к протесту. Пока нехватка воды продолжается, могут ли новые серьезные волнения потрясти общество? Если США прогнозируют, что так и будет, то страна может проинформировать несколько своих компаний, работающих в Индии.
Крупные технологические компании могут получить сводку о том, что в Индии в ближайшие 48-72 часа начнутся крупные социальные волнения. Обладая такими разведданными, эти компании смогут принять меры: переместить сотрудников в безопасные районы, заколотить досками офисы или перенести свои операции в те регионы Индии, которые будут оставаться спокойными. Это один вариант. Компании могут использовать прогнозы для защиты своей сферы присутствия (то есть физической безопасности или операций). И есть еще один вариант: они могут использовать эти прогнозы в деловых целях.
Например, одним из крупнейших рынков компании «Убер» (Uber) является Индия. Возможно, она не захочет сворачивать там свою деятельность. Вместо этого она может рассматривать нехватку пресной воды как новую возможность для бизнеса.
Компания может, скажем, запустить новую услугу по доставке пресной воды людям по сниженной цене. В то время как конкуренты «Убера» из других стран могут пострадать от социальных волнений, «Убер» может извлечь из этого выгоду. А полученную прибыль компания может использовать, чтобы больше платить водителям или обеспечивать водой людей, которые не могут себе этого позволить.
Делясь прогнозами, американские компании смогут обладать «даром предвидения», который поможет им ориентироваться в сложных геополитических событиях. В то же время люди во всем мире могут стать более зависимыми от технологий США, поскольку национальные компании начнут предлагают решения для событий, которые еще даже не произошли.
Прогнозирование будущего геополитического ландшафта
Предсказать то, что происходит в другой стране, это одно. Но что, если можно было бы предсказать, что происходит на мировой арене?
В течение нескольких лет команда японских ученых работала над технологией прогнозирования изменений ставки Банком Японии. Система просматривает речи главы банка, чтобы изучить язык его тела и выражения лица.
На основании этого ИИ может предсказать, что будет делать управляющий. В одном случае ИИ обнаружил, что он казался «злым» и «брезгливым» перед тем, как ввести отрицательные ставки.
Инженеры также опробовали технологию за пределами Японии. В одном случае система проанализировала Марио Драги (Mario Draghi), президента Европейского центрального банка (ЕЦБ). Система обнаружила, что, когда Драги демонстрировал меньший энтузиазм на пресс-конференции, это могло означать, что ЕЦБ урежет стимулирование экономики.
Может ли подобная система, основанная на искусственном интеллекте, анализировать мировых лидеров и делать соответствующие прогнозы? Например, в июне 2019 года лидеры Китая, России, Индии, Пакистана, Ирана и ряда стран Центральной Азии собрались в Бишкеке, Кыргызстан, на встрече Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). ШОС считают новым, азиатским противовесом группам, созданным после Второй мировой войны. Может ли ИИ просмотреть видеозапись встречи ШОС и сделать из нее выводы?
Возможно, после просмотра встречи представителей Индии и Китая ИИ может предсказать, что Нью-Дели и Пекин подпишут серию новых торговых соглашений в течение следующих шести месяцев. Или же, после просмотра встречи между Россией и Ираном, можно было бы предсказать, что между Москвой и Тегераном возможна напряженность в течение двух следующих месяцев.
В то время как аналитики могут пропустить эти признаки, ИИ сможет их распознать. И это может дать странам беспрецедентное понимание того, что может произойти дальше. Будет ли США корректировать свою торговую политику в отношении Индии, если система предскажет, что Нью-Дели и Пекин идут на сближение? Даст ли Китай своим компаниям указание увеличить инвестиции в Иран, если она предскажет размолвку между Ираном и Россией? Впервые страны смогут заблаговременно планировать свои шаги на мировой арене на основе прогнозов, сделанных алгоритмами.
Прогнозируя мир, который изменили прогнозы
Когда страны начнут обращаться к алгоритмам прогнозирования событий, внешнюю политику ждут преобразования. Страны будут взаимодействовать друг с другом, зная, что каждый их шаг может быть предсказан за несколько дней, недель или месяцев. Такая трансформация изменит мир бизнеса и геополитики.
Сможет ли Германия предупредить свои транснациональные корпорации о конфликте в Африке за несколько месяцев до его возникновения? Смогут ли латиноамериканские страны совместно остановить гражданскую войну в регионе за несколько недель до ее начала? Вооружившись прогнозами, компании и страны смогут решать мировые проблемы совершенно новыми и неожиданными способами.
В будущем прогнозирование мировых событий может стать нормой. Правительства, которые не будут прогнозировать события, могут столкнуться с хаосом. Компании, которые будут игнорировать прогнозы, могут стать изгоями. И единственное преимущество, доступное странам, может вскоре стать более непредсказуемым, чем когда-либо прежде.