Благая весть для всех, кто отоваривается за границей: AliExpress ввёл пакетную доставку. Это значит, что теперь можно объединять много мелких товаров в одну большую посылку, даже если вы закупились у разных продавцов. Объясняем, в чём плюсы новой опции и есть ли тут подводные камни. Об этом пишут СМИ.
Чуть больше деталей
Как пишет «Коммерсант», новая функция заработает в начале сентября, то есть вот-вот. Чтобы собрать всё в одну посылку, стоимость заказа должна превышать пять долларов — около 350 рублей по нынешнему курсу. Таким образом в AliExpress сократят расходы на логистику и сделают привлекательными покупки на большие суммы.
Но интереснее другое: газета утверждает, что доставка ускорится. «В AliExpress рассчитывают, что нововведение позволит сократить сроки доставки в два раза, особенно в средние и малые города, где они достигают 30 дней и более», — уточняет издание.
Но как они всё ускорят?
Штука в том, что в регионы обычно идут маленькие посылки, отправляемые самой дешёвой почтой, которая везёт месяцами. В случае пакетной доставки стоимость заказа вырастет и его будет вести контора посолиднее. Более подробно объясняет в разговоре с 4PDA Сергий Сербин, директор по развитию почтово-логистического сервиса Meest China:
Мелкие посылки отправляются самым дешёвым способом — «unregistered mail». В этом случае ограниченный трекинг (например, отметка только на выходе посылки из Китая и поступлении в Россию) и увеличенный срок доставки. Объединение маленьких посылок в одну увеличит средний чек и вес посылки, что позволит отправлять уже более дорогой почтой. А это большая требовательность к перевозчику по трекингу, сроку и гарантии доставки.
Понятно, что ещё хорошего?
Самый очевидный — не придётся специально ходить за всякой мелочёвкой. Заказали чехол, стекло, наушники и пару пуэрбанков? В одной коробке всё и получите. Весомый плюс, ведь «Почта России» по-прежнему не то место, где хочется бывать почаще.
Кроме того, как сообщает «Коммерсант», таким образом в AliExpress надеются сократить количество недошедших товаров — сейчас их около 7-8%. За счёт чего это будет сделано? Одну из причин называет Сергий Сербин: «Процент недоставленных посылок уменьшится за счёт использования более дорогой и ответственной доставки». Кроме того, «любая консолидация уже сама по себе уменьшает количество ошибок и потерь», — уточняет в диалоге с 4PDA Василий Коваль, директор департамента транспортной компании «Байкал-Сервис».
Ещё нюанс. Не секрет, что посылки крадут — это признаёт и генеральный директор «Почты России». Воруют везде: и на огромных сортировочных пунктах, и в обычных отделениях. Кроме того, тащат даже из почтовых ящиков — здесь вины сервиса уже нет, но конечный потребитель всё равно страдает.
Как консолидация поможет со всем этим бороться? Начнём с последнего случая: большая посылка физически не влезет в ящик — за ней надо идти в отделение. С воровством на почте сложнее. Судя по многочисленным жалобам, жертвы лишаются мелких пакетов — зарядников, чехлов и прочего. Особенно если к товару не прикреплён трекер. В случае сборной доставки трекер обязательно будет, напоминает Сергий Сербин. А разрозненные пакеты упакуют в одну крупную коробку. Это не даёт гарантии, что её не вскроют и не вытащат пару стёкол, но шансы на успешное получение повышаются.
А минусы есть?
Есть — как очевидные, так и потенциальные. Очевидные — будет меньше потерь, но если вы попадёте в этот процент, то лишитесь уже не пары чехлов, а всего заказа. Другая проблема: если предзаказать новый Mi Band и несколько стёкол для смартфона, они приедут не раньше, чем фитнес-трекер поступит в продажу — ожидание может отнять несколько месяцев.
С потенциальными такой расклад. Сейчас не очень понятно, как будет работать система консолидации. Допустим, вы заказали три предмета у трёх разных продавцов, которые расположены в разных частях Китая. Всем троим надо отправить ваши товары на какой-то определённый склад, где его упакуют и вышлют в Россию. Внутренняя почта Поднебесной доставляет быстро, но это всё равно время. Кроме того, кто-нибудь из троих продавцов может затянуть отправление — и вы будете ждать всю посылку. А если заказ лежит и на китайском складе, и на российском?
Однако CEO PickPoint Надежда Романова в разговоре с 4PDA заявляет, что не видит проблемы в сроках отправки — по её мнению, у AliExpress есть все инструменты, чтобы давить на продавцов.
AliExpress контролирует сроки отгрузки товаров из магазинов на своей площадке. Здесь требуются жёсткие рычаги управления продавцами, и у платформы они есть. Китайский гипермаркет изначально ориентируется на конечного покупателя, его уровень удовлетворённости сервисом. Поэтому AliExpress отслеживает качество обслуживания расстаётся с магазином, если тот не отвечает нормам.
Ну а продавцы не хотят терять аудиторию AliExpress, для многих из них это означает потерю бизнеса. Поэтому не важно, штучный ли заказ передаёт продавец или товар будет включён в консолидированное отправление.
Василий Коваль идёт ещё дальше и предполагает, что консолидация — первый этап создания «фулфилмент центров». То есть таких универсальных помещений, как в Amazon — когда продавцы хранят товар уже на складе, там же сортируют, упаковывают и отправляют в разные страны:
Пакетная доставка — первый шаг к переходу на фулфилмент центры, которые могут в дальнейшем быть расположены как на территории Китая, так и на территории России. И промежуточным итогом как раз может стать консолидация. Например, это будут автоматические сортировочные линии, которые позволят встретиться трём посылкам от разных продавцов в одном месте склада и объединиться в один сейф-пакет.
И отмечает, что в таком случае станет проще следить за медленными продавцами: «Да, при консолидации, с одной стороны, будет сложно выиграть время доставки. Но с другой — это контроль за отправителями, которые, не секрет, могут формировать отправление одну, а то и две недели. А это сегодня непозволительная роскошь».
Но даже в таком случае неясно, что с упаковкой. Например, один товар ломкий, а два других — нет. Может ли так произойти, что вещь разобьётся, потому что её положили в обычный пакет вместе с остальными позициями? Обычно это решается так: хрупкое упаковывают в специальную пленку, а общую коробку набивают пенопластовой крошкой.
«Тара, в которой перевозятся хрупкие грузы, отбирается с особой тщательностью. Она имеет прочный корпус, при этом внутри обита или заполнена мягким материалом, предотвращающим столкновение изделий друг с другом или со стенками упаковки», — объясняет сайт транспортной компании JDE. То есть методы решения этой проблемы есть, но будет ли AliExpress брать их на вооружение? Пока непонятно.
Наконец, не забываем, что с 2020 года порог беспошлинного ввоза будет подрезан до 200 евро. Если посылка дороже, сверху капнет налог. При этом глава Ассоциации компаний интернет-торговли и вовсе регулярно предлагает сбить планку до 20 евро. В таком случае надо будет думать разъединении, а не консолидации посылок.
Пакетная доставка — потенциально полезная опция. Особенно если брать кучу мелочей. Однако в случае с дорогими и важными заказами она неуместна, ведь вы рискуете превысить таможенный порог. Кроме того, пока неясно, как будут объединять товары — возможно, это лишь растянет срок получения долгожданной посылки.