В контексте недавнего ежегодного индийско-российского саммита во Владивостоке, некоторые взаимные интересы казались особенно заметными, говорится в статье на сайте MixedNews.
Во-первых, между двумя странами очень мало взаимных политических проблем — их внешнеполитические отношения прошли проверку временем.
Во-вторых, обе страны выстраивают экономический аспект своих отношений. И есть признание того, что экономические отношения могут выйти за рамки их нынешнего сугубо одномерного характера, основанного на зависимости Нью-Дели от импорта вооружений из Москвы.
В-третьих, Индия и Россия заинтересованы в уменьшении своей зависимости от США и Китая в вопросах регионального значения. В то время пока Соединенные Штаты подталкивают Индию к углублению военного партнерства между ними с помощью различных инициатив, текущая стратегическая близость России с Китаем в долгосрочной перспективе не гарантирована.
Более широкое сотрудничество двух стран кажется предрешенным — от согласования стратегии Нью-Дели и Москва только выиграют, учитывая то геополитическое соперничество, которое разворачивается на азиатском театре между Пекином и Вашингтоном. Поскольку у Китая нет особых причин сокращать свое присутствие в Индо-Тихоокеанском регионе, Соединенные Штаты продолжают попытки собрать вместе страны-единомышленники, чтобы держать Китай под контролем.
Будучи одной из основных сторон в региональной игре, Индия вполне ожидаемо желает добиться невыгодного положения для Китая. Однако она пока так и не купилась на идею американцев о сдерживании, в котором можно увидеть признаки холодной войны против Советского Союза. Больше того, Индия тщательно взвешивает этот вопрос, избегая занимать явно антикитайскую позицию в этом регионе. Она также не желает подчиняться линии США, которую считает наносящей вред «стратегической автономии».
Что касается России, растущая потребность оживить свои евразийские ставки усложнила стратегическое сближение с Китаем, инициатива которого, под названием «Пояс и дорога» пересекается с ее бывшей сферой интересов.
Даже в контексте Индо-Тихоокеанского региона Россия умело разыгрывает имеющиеся карты, пересматривая свои отношения с разными участниками региона АСЕАН. Учитывая нынешний упор на наращивание потенциала на своем Дальнем Востоке, у России свой интерес в создании связей между Индийским океаном и северной частью Тихого океана.
Индия проявляет очевидный интерес к обеспечению энергетических поставок с российского Дальнего Востока, хотя в более широкой перспективе развития отношений приоритетом является стратегическое сближение по региональным вопросам. В Индо-Тихоокеанском регионе Индия и Россия выработали уникальную стратегию усилить свои интриги.
Тогда как Нью-Дели стремится освободиться от влияния США, являющихся геополитическим соперником Китая в регионе, Москва придумала убедительную стратегию в форме Восточного экономического форума для построения стратегических отношений с азиатскими странами, таким образом снижая свою зависимость от Китая.
Тем временем в Афганистане Индию беспокоит рост влияния Талибана, однако наличие России в качестве канала влияния на Талибан после ухода из страны американских войск может сыграть Индии на руку.
В отношении Китая Индия стремится диверсифицировать свои ставки помимо американской инициативы и побудить к многостороннему подходу. Это сработает в интересах России, которая хорошо осведомлена о том что не стоит складывать все свои яйца в китайскую корзину. Несмотря на их растущее взаимное дружелюбие, России лучше подумать о расширении связей в другими азиатскими странами — Индией, Вьетнамом и Индонезией, чем полагаться исключительно на Китай в вопросах, касающихся Дальнего Востока, Центральной Азии и остальной Азии в целом.
Такие варианты расширяют поле деятельности для «третьего» порядка, основанного на российско-индийских связях. Контролируемый США порядок в индо-тихоокеанском регионе, Афганистане и торговой войне против Китая привел к многочисленным сбоям во всем азиатском регионе.
Кроме того, контролируемый Китаем порядок базируется на его собственных подрывных действиях от Индо-Тихоокеанского региона (споры по Южно-Китайскому морю), до Афганистана (стратегический рычаг на Пакистан) и собственной торговой войны с США.
Третий же порядок, в отличие от американского и китайского, как не вдохновлен враждебностью в отношение какой-либо конкретной страны, так и не установлен в нарушение международного права. Более того, третий порядок отражает геополитические реалии региона и основан на многополярной, основанной на правилах, взаимовыгодной структуре.
Учитывая постоянно нависающую тень американо-китайского соперничества, у Индии и России есть собственные интересы в выстраивании альтернативного подхода в регионе. Однако сохранение актуальности такого порядка будет сохранять зависимость от стратегической необходимости индийско-российского сотрудничества. Если сильные стороны партнерства будут развиваться и в будущем, то это не только поднимет их двухсторонние связи на новый уровень, но также даст свежий взгляд на то, как решаются проблемы региона.