Журналист Вадим Борейко сравнил один и тот же горный хребет с казахской и кыргызской стороны. В конце августа участвовал в журналистском семинаре на Иссык-Куле. Отучившись, решили отдохнуть. Купаться было холодновато, поэтому отправились в горы Алатоо, в Григорьевское ущелье, пишет Informburo.kz.

В Григорьевском ущелье / Фото Вадима Борейко

Дорога не асфальтированная, машин не сказать, что много, но есть. Мы поднимались все выше, и меня одолела смутная безотчетная тревога. Не то чтобы я, городской житель, поймал кислородное отравление: в наших горах тоже пока дышать можно. Здесь было что-то другое. Не как у нас.

Почему-то ни один джип не спускался к реке, и компании не разбивали лагерь на берегу, с сопутствующим дастарханом и последующими отходами жизнедеятельности.

Такие привалы туриста – в Григорьевском ущелье чуть ли не на каждом километре / Фото Вадима Борейко

Ага, тут все предусмотрено: чуть ли не на каждом километре – бивак для туристов.

Лайфхак по-кыргызски: советская кровать с панцирной сеткой, превращенная в садок для форели / Фото Вадима Борейко

На биваке – две-три юрты, шашлык по 250 сомов (1500 тенге), живая форель, самовар, лепешки, виноград, арбузы, дыни. Инженерных сетей никаких. В отдалении – деревянные кабинки уединенных грез.

В юрте всегда уютно / Фото Вадима Борейко

Наши устроили привал. Наконец я понял, что меня торкало. Чистота! Я специально обрыскал округу – и не нашел ни клочка газеты, ни пакетов, ни пустых бутылок. Вы не поверите, даже сигаретных долбанов не обнаружил: для них урна.

Честно говоря, слегка ошалел. В наши горы с некоторых пор ходить опасаюсь: знаю, что обязательно наткнусь на щедро разбросанные повсюду огрызки цивилизации, стихийные кострища или целую свалку мусора.

Не хотел, но вспомнил презентацию в начале июля мониторинга Иле-Алатауского национального парка, который ежегодно проводит экологическое общество «Зеленое спасение». И апокалиптические снимки, которые представлены.

Свалка мусора в Большом Алматинском ущелье / Фото экологического общества «Зеленое спасение»
В Малом Алматинском ущелье / Фото экологического общества «Зелёное спасение»
В Тургеньском ущелье / Фото экологического общества «Зелёное спасение»
Малое Алматинское ущелье, Горельник / Фото экологического общества «Зелёное спасение»
В Кимасаровском ущелье / Фото экологического общества «Зелёное спасение»
В урочище Кок-Жайляу / Фото экологического общества «Зелёное спасение»

А тут такое.

Разговорился с хозяйкой туристской точки по имени Кенже, жарившей на мангале рыбу.

Кенже за работой / Фото Вадима Борейко

– Это только у вас так чисто или везде?

– Везде. Мы тут подметаем (землю; это правда. – авт.). За нами сильно следят: если будем сорить – оштрафуют.

– Кто следит?

– Да все – экологи, санэпидстанция, Ананьевский лесхоз. У нас с этим строго.

– А куда же вы мусор деваете?

– Два раза в неделю мусоровоз приезжает, забирает. Еще мы сами мусор вечером в поселок отвозим – в коробке в багажнике.

– Не вижу у вас ни водопровода, ни канализации, ни столбов электрических.

– А зачем? Воду в реке берем, газ в баллоне везем, туалет вон стоит, свет не нужен: как стемнеет – мы домой. Да тут вечером никого и нет.

– Этот участок вам принадлежит?

– Нет, мы по договору у лесхоза арендуем.

– Круглый год?

– Только в сезон, четыре месяца – с июня по сентябрь.

Администрация нашего Иле-Алатауского нацпарка может гордиться: она на такую мелочевку, как уборка территории, не разменивается. Ей бы поскорее особо охраняемые земли в аренду раздать – под капитальное строительство круглогодичных объектов туризма.

Не заметил я в кыргызских горах и особняков. Словно отвечая на мой безмолвный вопрос, гид в минивэне рассказала полулегендарную историю о так называемой «даче Брежнева», которую построили специально для генерального секретаря ЦК КПСС, но он так ни разу ее не посетил. А теперь высокие гости изредка летают туда на вертолёте.

Что до горных курортов, всем известен кыргызский «Каракол». Знакомые горнолыжники ездят туда охотнее, чем на Шымбулак: и дешевле, и трассы интереснее.

Туалет на трассе Иссык-Куль – Бишкек / Фото Вадима Борейко

…По дороге с Иссык-Куля сделали санитарную остановку. Туалет скромный, но платный: 5 сомов (30 тенге). Он был не просто чистым – в каждой кабинке кувшин с водой. Там есть даже раковина для ног.

В апреле я ездил в экспедицию «Легенды Юга» от Тараза до Туркестана вместе с командой Nomad Explorer. Всяких ретирадных мест насмотрелся. Есть гораздо круче и современнее, чем кыргызское, – например, у мавзолея Арслан-баб.

Туалет у мавзолея Арслан-баб / Фото Вадима Борейко

Но был и хоррор – «газовые камеры» с дырками в бетонном настиле рядом с городищем Отрар и мавзолеем Айша биби.

Туалет рядом с городищем Отрар / Фото Вадима Борейко

Меня начали терзать дикие подозрения в том, что кыргызы устроили «потемкинские» туалеты и ущелья – для показухи казахстанским и российским журналистам. Требовались еще чьи-то объективные свидетельские показания. И я их нашел.

8 июля член инициативной группы «Сохраним Кок-Жайляу!» Ажар Джандосова писала в Facebook: «По дороге с Иссык-Куля не могла проехать мимо. Еще один повод восхищаться братьями-кыргызами! Может, конечно, иностранным туристам хочется экзотики и аутентики, но и их хватает в Кыргызстане. А вот такой точке – светлой, просторной, дизайнерской и вкусной – рады все! Сколько ездим с экспедициями по Казахстану – такого не встречали. Есть что перенимать, и побыстрее».

Придорожное кафе в Кыргызстане / Фото Ажар Джандосовой

…Когда я прощался с Кенже, мне остро захотелось защитить наши горы Алатау от такого невыигрышного сравнения с Ала-Тоо.

Раскрыл было рот, чтобы рассказать ей про горный кластер Алматинского региона за $2 млрд с тринадцатью курортами и потенциальным турпотоком в 2,5 млн человек к 2025 году.

Но вовремя спохватился и хлеборезку свою захлопнул: ведь Кенже со мной ни о чем не спорила.

Поделитесь новостью