Как политтехнологи в очередной раз обвели казахов вокруг пальца

Автор -
549

В СМИ и соцсетях бурно обсуждается тема мытья детьми полов в классах. Одни, ссылаясь на японский опыт и свое школьное детство, — за. Другие — категорически против, и тоже приводят свои аргументы, пишет «Эксклюзив».

Товарищ! Будь бдителен!

Министр образования и науки Асхат Аймагамбетов в интервью порталу Tengrinews.kz подчеркнул, что на повестке дня вопрос касательно привлечения школьников к уборке не стоит: в школах страны предусмотрены средства на содержание административно-технического персонала.

Тогда зачем же Департаменту добропорядочности Агентства по противодействию коррупции понадобилось влезать не в свое дело и презентовать опыт японских школ, где уборщицы отсутствуют?

Политолог Казбек Бейсебаев объяснил это просто:

— Это все называется политтехнологии, цель которых увести внимание общественности от важной проблемы. Вбросили тему мытья полов, чтобы народ кинулся на это, как собака на кость. А какая проблема в системе школьного образования сегодня главная? Правильно. Бардак: трехсменка, переполненность классов, некачественные учебники и коррупция. Так что, товарищи, будьте бдительны и не обращайте внимание на отвлекающие информационные вбросы!

Элитные и обычные школы

Вот что считает по этому поводу старший преподаватель кафедры международного образования и сравнительной педагогики института образования университета Цукуба (Япония) Куаныш Тастанбекова, основной сферой исследовательского интереса которой является Казахстан:

— Несмотря на то, что образование должно быть передовым, отвечающим требованиям современного общества (а оно ждет конкурентоспособных граждан, обладающих высокой моралью), в странах, где образованию уделяется серьезное внимание, подходы к нему остаются консервативными, обдуманными, осторожными и много раз проверяемыми. Например, в той же Японии, госдарственный стандарт образования обновляется один раз в 10 лет, а обсуждение следующих планируемых изменений начинаются сразу же после введения новых, то есть за 10 лет до введения.

Исследования образовательных реформ показывают, что любые новшества, как бы эффективно они себя не показали на примере других стран, нельзя внедрить без анализа соответствия требованиям конкретного общества. В теории образовательной политики есть сфера, которая называется policy borrowing and lending — политика заимствования и одалживания. Каждая страна, которая внедряет у себя лучшие зарубежные практики, занимается именно заимствованием.

Если говорить об уборке классов по японскому методу, то я сомневаюсь, что инициаторы этой идеи изучили японскую модель трудового обучения досконально, чтобы разобраться, частью какой системы воспитания и программы это является, и какую цель эта самая уборка ставит. И самое главное — в каких условиях она происходит.

Так вот, во-первых, это часть учебной программы по пропаганде здорового образа жизни. В нее входит обязательный школьный ланч. Дети при этом сами себя обслуживают. Привозят тележки с едой, раскладывают еду, а потом сами же убирают за собой — моют тетрапакеты из-под молока, сортируют остатки еды. В эту программу входит также объяснение важности сбалансированного питания и правил поведения во время приема пищи. После уборки посуды и подносов дети переходят к чистке зубов, что тоже является частью программы ЗОЖ. И только после этого начинается уборка класса, коридоров, туалетов и школьного двора.

Во-вторых, в японских школах дети учатся только в одну смену. Занятия начинаются в 08:15 и заканчиваются в 15:50. На обед, уборку и послеобеденный отдых отводится 1,5 часа.

Еще больше я сомневаюсь в том, что инициаторы этой идеи – уборки классов по японской модели —  изучили подробно реальные потребности казахстанской школы: какие проблемы стоят наиболее остро и как их нужно решать. А проблем не просто много, все школьное образование в Казахстане — это один большой комплекс проблем. Устаревшая материально-техническая база, переполненные классы, запутанное содержание образования, неэффективные методики, слабый профессиональный уровень учителей, никудышный менеджмент, недостаточное финансирование…

Поэтому я согласна с предыдущим спикером. Я тоже считаю, что идеи с введением трехъязычия, программирования, финансовой грамотности, а также уборки по японскому методу, исходят из того, чтобы отвлечь внимание общества от реальных проблем, — как в школе, так и в обществе в целом.

Но начать работать над решением проблем никогда не поздно. Для этого нужно взять на себя смелость признать, что проводимые в отечественном образовании реформы усугубляют ситуацию еще больше.

Когда говорят о высоких показателях казахстанских школьников на международных олимпиадах или об улучшающихся показателях в международных исследованиях уровня функциональной грамотности типа PISA, надо помнить, что в первом случае речь идет об одаренных детях, а во втором — о школьниках, которых отобрали для участия в этих тестированиях. Однако даже при таком отборочном подходе в 2015 году в общих по всем странам результатах PISA Казахстан указан не были, потому что результаты нашей страны были нерепрезентативны.

Элитарный подход к образованию, когда нововведения могут пойти на пользу только небольшой группе школьников, приводит к тем проблемам, которые мы сегодня имеем: из-за деления школ на элитные и обычные идет колоссальный разрыв между разными слоями общества. Проблемы в образовании с одной стороны — показатель этого разрыва, а с другой — причина.

Мы должны понять, что когда мы говорим об образовании, то должны иметь в виду не отдельные элитные школы, а три миллиона детей, обучающихся в обычных школах. При этом большая часть из них сельские. Но наше министерство образования и науки почему-то упорно продолжает считать, что коль нововведения хорошо зарекомендовали себя в условиях таких школ, как НИШ и «Дарын» для одаренных детей, а также сети школ-гимназии и лицеев с углубленным изучением предмета, то и для обычной школы тоже подойдут.

Между тем в названных школах дети имеют более высокий интеллектуальный уровень (от рождения или же как результат социального капитала, обусловленного высоким материальным статусом семьи), поэтому у них изначально стартовые позиции выше, чем у основной массы детей из обычной среднестатистической семьи.  Поэтому все нововведения несмотря на эффективность в условиях элитных школ, в обычной школе приведут к еще большему разрыву между разными слоями общества, поскольку будут ставиться высокие требования как к учителям, так и к детям.

Поделитесь новостью