Более половины (55%) семейных офисов (family office), которые управляют активами состоятельных людей, ожидают рецессию. По их прогнозам, спад на мировых финансовых рынках начнется до конца 2020 года. Это результаты опроса, проведенного швейцарским банком UBS и исследовательской компанией Campden Wealth, пишет Forbes.ru.
В ходе исследования опрошены руководители 360 семейных офисов по всему миру. Под их управлением в среднем находятся активы стоимостью $917 млн. Опрос проводился в течение первого полугодия 2019 года. В случае со средней доходностью инвестиций респондентов просили оценить показатели за 12 месяцев, предшествующих опросу.
Как готовятся к кризису
Почти каждый второй семейный офис (45%) уже начал готовиться к кризису и корректировать свои инвестиционные стратегии, чтобы уменьшить возможные потери. 42% респондентов видят в надвигающемся кризисе новые возможности для инвестиций и собираются ими воспользоваться, увеличивая для этого запасы кэша. Каждый пятый (22%) сокращает привлечение заемных средств.
За последние 12 месяцев участвовавшие в исследовании семейные офисы получили среднюю доходность на свои инвестиции в размере 5,4%. Как отмечает газета Financial Times, это объясняется разочаровывающими результатами инвестиций в публичные компании. Вложения в акции в развитых странах в среднем показали доходность в 2,1% — на 5,2 процентного пункта ниже ожиданий. Доходность по акциям компаний развивающихся рынков оказалась отрицательной (-1,1%) — на 10% ниже прогнозов.
Снова пузырь. Как вспыхнет новый мировой кризис
Лучший результат (+16%) показали прямые инвестиции в непубличные компании и другие не торгующиеся на бирже активы. Почти 40% респондентов собираются увеличить долю этих инвестиций в своих портфелях в 2020 году. Вложения в такие активы через фонды принесли 11% (увеличивать долю в портфеле собираются 28% респондентов). Недвижимость принесла в среднем 9,4%, и семейные офисы уже увеличили ее долю в портфелях — в среднем на 2,1 процентного пункта, до 17%. Собираются и дальше наращивать ее 16% опрошенных. 12% респондентов заявили, что собираются увеличить долю золота в портфеле в следующем году.
Вложения в недвижимость и частный акционерный капитал показали доходность выше ожиданий, поэтому семейные офисы стремятся увеличить их доли в портфелях, отмечает руководитель Global Family Office Group UBS Сара Феррари. «Family offices обеспокоены неопределенностью на финансовых рынках, но по-прежнему считают, что долгосрочные инвестиции могут обеспечить высокую доходность», — говорит она.
По данным исследования, на прямые инвестиции, инвестиции в хедж-фонды и недвижимость уже приходится около 40% среднего портфеля семейных офисов — значительно больше, чем у государственных пенсионных фондов, отмечает FT.
«Из-за геополитической напряженности семейные офисы становятся осторожными. Широко распространено мнение, что мы приближаемся к концу текущего рыночного цикла, — говорит руководитель исследований в Campden Wealth Ребекка Гуч. — Средний family office не меняет свой портфель кардинально, но многие наращивают денежные запасы и сокращают вложения в ожидании спада».
В числе негативных геополитических факторов участники исследования назвали Brexit (63% считают, что он отрицательно отразится на инвестиционной привлекательности Великобритании). Более 90% опрошенных упомянули торговую войну США и Китая.
Роль богатейших
Большинство респондентов ожидают, что богатейшие семьи будут играть все более активную роль в решении глобальных проблем, таких как изменение климата и экономическое неравенство. Это подтверждает растущая популярность инвестиций в устойчивое развитие — на них приходится 19% в среднем портфеле семейного офиса, отмечается в исследовании. При этом ожидается, что в течение следующих пяти лет эта доля вырастет до 32%, говорится в исследовании. «Неудивительно, учитывая, что 85% таких инвестиций оправдали или превзошли ожидания», — пишет UBS.
Инвестиции в устойчивое развитие или импакт-инвестиции («социально преобразующие инвестиции») больше не считается «побочным проектом» или проявлением заботы о следующем поколении, а становится приоритетом для богатейших семей, говорит Феррари: «Семейные офисы теперь признают такие, продукты как полноценные инвестиционные инструменты, которые могут приносить хорошую доходность».