Казахский интернет-ресурс «Литер» предлагает колонка колумниста Эрика Байжунусова.
В ней он размышляет о культурном воспитании казахстанцев.
Алмата в годы моего детства была городом высокой культуры. Нас родители одевали во все чистое, нас учили, как надо себя вести на улице, переходить дорогу и т. д. Первая поездка на трамвае, посещение зоопарка, огромных магазинов, где стоят большие куклы, одетые в человеческие одежды… Смешные квартиры горожан с туалетами внутри, где из-за шума и жары невозможно было спать. Ванна, где мы плескались часами.
Наверное, мы тогда и были теми самыми «мамбетами». Ведь так называли выходцев из наших аулов, не получивших азов городского воспитания и культуры. Не знаешь русский и одет не по-городскому – ты мамбет. Так, сверху вниз на нас смотрели дети хозяев этих квартир, то есть наших родственников. Теперь благодаря капитализму и рыночной экономике граница между мамбетизмом деревенским и городским размылась! Кто такой современный мамбет? Их сейчас можно встретить везде.
Мы, казахи, соблюдаем обычаи своих предков, переданные нам из поколения в поколение. Есть хороший вопрос, который задает казах, когда встречает непонимание со стороны второго казаха: «Сен өзін қазақсың ба?» (Ты казах вообще?). Если ты являешься казахом, то должен соответствовать этому не только внешне, но и внутренне. Знать, откуда ты и чей ты. Иначе ты просто мамбет.
Среди всех нас всегда выделяло уважение к старшим. Перед казахским аксакалом или бабушкой ты – никто. Держи свое особое мнение при себе, впитывай каждое слово. Это хранители нашей истории и культуры. Если ты начинаешь ругаться с ними, обзывать или что еще хуже – оскорблять, ты превращаешься в мамбета. Пусть даже у тебя 10 высших образований и дипломов. Если ты прешь, уткнувшись в свой смартфон, расталкивая на своем пути этих бабушек, которые не могут отбежать, и даже не извиняешься, ты – мамбет.
Как-то в аэропорту западной области через досмотр проходил старик, он снял костюм, ремень, прошел. Зазвенело. Заставили вывернуть все карманы. Все равно звенит. Заставили снять туфли. Опять звенит! Я подумал: «Будь этот аташка, который весит-то 40-50 кг, террористом, куда бы он спрятал бомбу? А зачем снимать ремень? Наверное, чтоб не прятали нож. Даже если был бы нож, кого бы он смог зарезать?». А наш доблестный полицай продолжал издеваться над бедным аксакалом. На мой взгляд, это и есть яркий представитель мамбетизма!
Предки нас учили уважать женщин, чьих-то мам, дочерей, бабушек. Если ты, будучи мужчиной, начинаешь себя вести как на базаре и ругаешься с ними, как в наших ток-шоу, оскорблять, бить, унижать, то кто ты на самом деле? Конечно, мамбет. Да и девушки наши тоже были всегда скромны. Пререкаться с мужчинами на людях, оголять свои сексуальные части тела всегда было некрасиво. И осуждалось. Сейчас это модно. Но показывать все, что есть выше и ниже пояса, и выставлять это на всеобщее обозрение… Можете считать меня ретроградом, но это тоже мамбетизм чистой воды.
На различных курортах нашей страны встречаешь много мамбетов, орущих и дерущихся всю ночь. Каждый казах, когда злится, переходит на русский мат. Причем мат при этом становится смачнее вперемешку с казахским.
Выросло новое поколение мамбетов-миллионеров. Отличительной их чертой является неуемное стремление к шику без меры. Дворцы из золота, машины, яхты. Если западные олигархи при этом сохраняют скромность и чтят законы, то мамбеты-миллионеры нашего разлива их просто игнорируют. Зачем законы, когда все можно купить?
Богатство, заполнившее пустую душу, приводит к страшному результату. На этой жуткой смеси рождаются монстры, которые убивают в окружающих все человеческое, превращая их в своих рабов и слуг. Рожденные на этом поле дети-мамбеты также начинают ездить по встречке, давить людей, пить за рулем, устраивать беспредел вокруг себя.
Наши предки говорили: «Баланы жастан» или «Ұлды құлдай бақ, қызды гүлдей өсір». Любовь казахов к своим детям и внукам – это особая тема. Но современный мир становится совсем другим. Раньше улица рождала хулиганов. Теперь она рождает мамбетов. Позже они устраиваются на должности, тащат туда своих близких и родственников, в наглую, вне зависимости от их способностей. Поэтому и высмеивает нас Борат в своих комедиях. И не только он. Потому что наши мамбеты стали выезжать за рубеж. И многие там начинают раскрываться по-полному.
Невозможно, будучи частью этого общества, избежать его болезней. Мамбетизм стал частью и сегодняшней медицины, к сожалению. В обществе, где главенствует культ доллара, истинные ценности отходят на второй план. Здоровье становится доходным товаром. В нашем случае – это медицинские услуги. Поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что некоторые мои коллеги тоже стали такими. Как только появляется опыт и статус, у иных задираются носы, они требуют вознаграждения за каждый свой шаг. Печально, но это факт.
Однако гораздо печальней лечить мамбетов. Бескультурие, неграмотность, приводящие к хамству, и наличие больших денег делают этих людей невыносимыми. Некоторые вообще хотят видеть во врачах прислугу.
Надо срочно что-то делать с нашим мамбетизмом!