Выступая на совещании ОБСЕ по человеческому измерению в Варшаве, каракалпакский активист Бахтияр Ниетуллаев обвинил власти Узбекистана в принудительной стерилизации женщин Каракалпакстана – автономной республики в составе страны. Об этом сообщает «Озодлик».
Международные СМИ ранее сообщали о наличии в Узбекистане секретной программы стерилизации женщин по всей стране, жертвами которой становились представительницы разных национальностей, в том числе титульной. Idel.Реалии – Татаро-Башкирская редакция Радио Свобода – связалась с выступавшими активистами и властями Узбекистана.
– Рядом со мной Бибихан Бердимуратова, жертва принудительной стерилизации Узбекистана. Моя жена Атамуратова Тамара тоже стала жертвой насильной стерилизации. Ей зверски удалили матку, и мы не смогли больше иметь детей. Сотни тысяч граждан Каракалпакстана стали жертвой этого преступления, – заявил Бахтияр Ниетуллаев в своем выступлении 20 сентября в Варшаве.
Ниетуллаев сказал, что Бибихан Бердимуратову стерилизовали без ее ведома, «при этом доктора занесли инфекцию, и она потеряла здоровье». Правительство Узбекистана, по словам активиста, проигнорировало требование женщины о возмещении компенсации. Как говорит Ниетуллаев, врачи пытались стерилизовать дочь Бердимуратовой, но активисты подняли шум, и это, по мнению выступавшего в ОБСЕ, спасло девушку.
– Мы писали во все инстанции, президенту Узбекистана, но все бесполезно. Сотрудники Службы национальной безопасности даже уничтожили медицинскую историю всех стерилизованных женщин, – поделился он.
В ходе мероприятия ОБСЕ активисты призвали международные организации остановить нарушение прав человека в автономной республике и начать расследование, чтобы привлечь виновных к уголовной ответственности и помочь пострадавшим получить компенсации. Активисты считают, что свидетельские показания дадут тысячи женщин Каракалпакстана.
Мероприятие в Варшаве, на котором выступили каракалпакские активисты, – Заседание по реализации мер по вопросам человеческого измерения (HDIM), крупнейшая в Европе ежегодная конференция по правам человека и демократии. В его работе участвовали делегации 57 стран ОБСЕ, ее структур и партнеров, гражданского общества и международных организаций.
Стерелизация после первых родов?
По данным правительственного сайта Республики Каракалпакстан, численность населения автономного региона по состоянию на 1 апреля 2019 года составляла миллион 875 тысяч человек. Более 49 процентов населения живет в городах, свыше 50 процентов – в сельской местности.
В 2012 году журналисты ВВС сообщали о том, что в Узбекистане действует секретная программа стерилизации женщин для контроля населения в связи с высокой рождаемостью. А по данным британской газеты Guardian, стерилизация в Узбекистане проводится еще с 1990-х годов, в том числе среди женщин каракалпакской национальности. Для этноса, численность которого составляет от 620 тысяч до 1,5 миллиона человек по всему миру, этот вопрос особенно чувствителен.
Каракалпакские активисты, с которыми поговорил корреспондент Idel.Реалии, утверждают, что власти применяют стерилизацию даже без информирования женщин, обычно после первых родов. О таком подходе говорили и женщины, с которыми еще в 2012 году поговорили журналисты ВВС.
Журналисты Idel.Реалии связались с пресс-секретарем министерства здравоохранения Узбекистана Фуркатом Санаевым и попросили прокомментировать заявления каракалпакских активистов. Представитель центральной власти не стал реагировать по сути обвинений. Санаев заявил, что корреспонденту необходимо позвонить в Каракалпакстан, и бросил трубку.
Idel.Реалии позвонили в Минздрав Каракалпакстана, но и там не стали комментировать заявления каракалпакских активистов, и также бросили трубку.
Между тем, по словам лидера опального движения «Алга, Каракалпакстан» Амана Сагидуллаева, также выступавшего на конференции ОБСЕ, он получает жалобы от каракалпакских женщин, которые просят помочь им в защите их прав. При этом ни у кого нет какой-либо статистики, которая пролила бы свет на масштабы происходящего.
Призывы активистов
Усиление давления со стороны Ташкента и применение негуманных практик подталкивает каракалпакских активистов к призывам к обособлению от Узбекистана. Аманбай Сагидуллаев отмечает, что Каракалпакстан должен стать независимым государством. По словам участвовавших в конференции в Варшаве каракалпакских активистов, для этого есть экономические предпосылки.
Активисты жалуются на то, что Узбекистан активно и во вред региональной экологии добывает природные ресурсы на территории Каракалпакстана. В регионе строятся нефтегазодобывающие объекты и трубопроводы государственного «Узбекнефтегаза» и международных компаний, но доходы от этой экономической деятельности идут в Ташкент, минуя Нукус, столицу Каракалпакстана.
Из-за безработицы многие каракалпаки переехали в Казахстан, Россию и даже Южную Корею, отмечает британское издание Guardian. Переехавшие в Казахстан зачастую указывают себя этническими казахами, что облегчает получение гражданства и социальной помощи от государства. Некоторые из тех, кто остался, позиционируют себя как узбеки, чтобы облегчить поиск работы дома. Все эти факторы угрожают будущему каракалпакского этноса, считают общественники.
Активисты каракалпакского народа, с которыми общался корреспондент Idel.Реалии, утверждают, что подписанные в 1993 году между Ташкентом и Нукусом соглашения предусматривали проведение референдума о независимости Каракалпакстана через 20 лет. Однако по прошествии этого времени о возможном плебисците не вспоминают.
В 2013 году референдума не было. Правительство Каракалпакстана не стало поднимать этот вопрос. Узбекские власти, по словам Аманбая Сагидуллаева, не допускают открытого обсуждения подобных вопросов. Сторонники независимости Каракалпакстана утверждают, что республиканское правительство по сути состоит только из этнических узбеков.
Сагидуллаев указывает также на то, что бесконечные реформы орфографии каракалпакского языка, государственного на территории Каракалпакстана, проводятся для того, чтобы приблизить этот язык к узбекскому.
Казахстанский политолог Расул Жумалы, изучающий геополитику стран Центральной Азии, считает, что, несмотря на смену власти в Узбекистане в 2016 году, ситуация в Каракалпакстане остается прежней. Говоря в интервью «Азаттыку» (Казахской редакции Радио Свобода) о ее причинах, он отмечает, что все упирается в особый статус Каракалпакстана в составе Узбекистана.
– Самостоятельная Республика Каракалпакстан в составе Узбекистана – на самом деле одна из закрытых тем.
Согласно Конституции Узбекистана и Конституции Каракалпакстана, каракалпаки могут выйти из состава Узбекистана на основании референдума. Однако при первом президенте Узбекистана Исламе Каримове активисты, поднимавшие этот вопрос, подвергались гонениям. С приходом к власти Шавката Мирзиёева после смерти Каримова работа в направлении сохранения Каракалпакстана в составе Узбекистана продолжилась. Каракалпакстан, занимающий третью часть территории Узбекистана, – очень важный сырьевой регион.
Однако Мирзиёев, в отличие от Каримова, похоже, рассматривает другие, несиловые способы, говорит политолог. Каракалпакские активисты считают, что в регионе происходит ассимиляция коренного населения.