Адвокат Замир Жоошев опубликовал интервью задержанного экс-сотрудника ГКНБ Каната Сагынбаева. Видеозапись доступна на странице правозащитника в социальной сети Facebook.
В видео экс-сотрудник ГКНБ Канат Сагымбаев подробно рассказывает о событиях, произошедших 7-8 августа в селе Кой-Таш.
26 сентября Канат Сагымбаев в связи с обвинениями в тяжких и особо тяжких преступлениях был заключен в СИЗО. Решением Первомайского райсуда Бишкека Канат Сагынбаев находится под стражей в СИЗО-1 до 9 декабря.
«Пусть каждый, кто посмотрит данное видео, сам сделает вывод – Канат Сагымбаев преступник или военнослужащий, достойный награды?» — отметил Жоошев.
К.Сагымбаев говорит, что он выполнил свою задачу как сотрудник СГО ГКНБ и смог эвакуировать охраняемое лицо (А.Атамбаева) во время первого штурма 7 августа. «Я не знал кто напал, были слышны выстрелы», рассказывает К.Сагымбаев.
Сагымбаев рассказал, что люди в масках не представились и без предупреждения произвели выстрелы на территории дома бывшего президента.
— Когда я завел его домой, то закрыл все двери, — продолжил офицер. — В это время Алмазбек Шаршенович зашел в свою комнату. Я через окно наблюдал, что происходит снаружи, и предположил, что на улице снайпер, потому что не знал, кто напал в это время. Возле юрты я видел людей в масках, у дома никого не было. Как оказалось, они уже окружили дом и пытались взломать двери. Через некоторое время я услышал звуки, как будто пилят дверь – это длилось где-то 30-40 минут. Все это время Алмаз Шаршенович сидел в своей комнате. Позже я услышал его голос. Он сказал, чтобы я не подходил к нему, так как могут выстрелить.
Телохранитель бывшего президента отметил, что никто никакие переговоры с ними не вел. По словам Сагымбаева, неизвестные не представились и пытались выломать дверь.
— При этом они грубо матерились, — отметил экс-сотрудник ГКНБ. — Алмаз Шаршенович просил их не подниматься наверх. Он говорил, что не желает, чтобы чья-то кровь пролилась. Я решил подойти к Алмазу Шаршеновичу. В это время произошел выстрел — пуля попала в потолок. Из-за суматохи, которая происходила, очень трудно было определить звук оружия. Я подумал, что стреляют из огнестрельного оружия. Через некоторое время услышал взрыв и увидел, что люди что-то подожгли возле ворот и выгнали тех, кто взламывал дверь. Я открыл окно и хотел успокоить ребят, но в окно полетели камни, а в доме уже находились гражданские и потребовали открыть дверь. За дверью стояла Кундуз Жолдубаева, за ней толпа людей. Люди просили открыть дверь и показать Алмазбека Шаршеновича. Я ответил, что не могу открыть дверь в целях безопасности Атамбаева. В итоге ему пришлось показаться и ответить людям, чтобы их успокоить. Люди успокоились и спустились вниз.
Канат Сагымбаев также рассказал, как помогал сотрудникам спецназа, которых избивала разъяренная толпа.
— Через некоторое время прибежал один парень и сообщил мне, что там избивают спецназовцев, — вспоминает он. — Я спустился и увидел раненых людей. Их защищали некоторые ребята, чтобы не убили. Я положил отдельно тяжело раненых и оказал первую помощь, а остальных спрятали в комнате. Только тогда узнал, что это бойцы спецназа. Они должны были представиться сначала, предупредить. Тогда был бы другой разговор. Но вместо этого они обращались с нами, как с террористами и материли. Потом я вышел на улицу, пытался успокоить толпу, которая избивала спецназовцев. Выступил от имени Атамбаева, просил их успокоиться. Я не видел оружия в руках у обычных граждан. Только один держал автомат Калашникова, но не был намерен стрелять. Когда он меня увидел, то передал оружие мне.
По словам Сагымбаева, он переодел сотрудников «Альфы» в гражданскую одежду и начал выводить их по одному.
— Я не позволил в это время кому-то их ударить, — подчеркнул Канат Сагымбаев. — Во время эвакуации спецназа люди разозлились и начали угрожать, что убьют их. Поэтому мне не удалось вывести всех. Пришлось оставить часть сотрудников в доме. Далее я доложил ситуацию Алмазбеку Шаршеновичу. Он попросил меня эвакуировать оставшихся сотрудников. Я ему объяснил, что это невозможно, так как агрессивная толпа не дает мне этого сделать. Хотелось бы отметить, что они не были заложниками. Мы им предоставили все условия, которые могли дать в то время.
Далее Сагымбаев рассказывает, как вывозил оставшихся в доме Атамбаева бойцов спецназа.
— На следующий день я попросил Алмазбека Шаршеновича уговорить толпу отпустить спецназ, — продолжил он. — Люди согласились, и я сразу же позвонил Асель Кодурановой. Она пообещала, что поговорит с представителями ГКНБ, и они отправят за ними машину. Мы долго ждали. Потом позвонила Кодуранова и сообщила нам, что машина не может проехать, так как в Кой-Таше их не пропускают люди. Я отправил туда человека. Он мне сообщил, что ни карета скорой помощи, ни машина для эвакуации не приезжала. Тогда я приказал найти любую машину, которая может увести их. В итоге мы нашли транспорт, переодели их в гражданскую одежду и отправили в город. Я сам их в это время сопровождал до машины.