Громкий скандал, начавшийся после смерти Нурсултана Кудебаева, сына начальника Департамента полиции города Алматы Серика Кудебаева, в причастности к которой подозреваются главный врач городской больницы № 4 Канат Тезекбаев и анестезиолог Аскар Тунгушбаев, продолжается. И, по оценке Kz.expert, завершится не скоро.
И не только потому, что в него вдруг вмешался (несомненно с подачи советников) президент РК Касым-Жомарт окаев, но и потому что генерал-майор Серик Кудебаев, говоря на чиновничьем жаргоне, подставился, и теперь ему предстоит бороться за сохранение своего кресла.
Врагов у него (как в городе, так и внутри Министерства внутренних дел РК) избытком, и они в обязательном порядке постараются воспользоваться столь резонансной историей, чтобы сместить его с должности в пользу нужного претендента.
Ни в коем случае не пытаясь судить участников противостояния, позволим себе отметить, что ситуация сложилась классическая для Казахстана. В ней задействованы, с одной стороны, представитель правящей в стране элиты, чей сын, несомненно, относился к категории «золотой молодежи», с другой — люди, которые в социальной лестнице стоят ниже его, и поддержавшее их гражданское общество.
О том, что Нурсултан Кудебаев был представителем именно «золотой молодежи», свидетельствует тот факт, что скончавшийся 27 августа 2019 года в Германии (через 26 дней после ДТП) молодой человек в свои 27 лет уже работал заместителем прокурора Алатауского района города Алматы. То есть сделал блестящую карьеру, доступную только отпрыскам очень влиятельных в стране людей.
Сын начальника Департамента полиции города Алматы уступил в этом отношении только Нурболу Назарбаеву, сыну Болата Назарбаева, ставшего прокурором города Капшагая в 25 лет, что, кстати, нарушает установленную нормативными актами границу минимального возраста.
Плюс цена квадроцикла, на котором Нурсултан Кудебаев попал в аварию, сопоставима по цене с автомобилями российского и казахстанского производства. Очевидно, что купить такую дорогую технику человек, живущий только на зарплату заместителя районного прокурора и имеющий при этом семью и трех детей, точно не может. «Подарили» родители?
Плюс отправка в Германию на лечение — это возможность, недоступная подавляющему большинству казахстанских семей, хотя бы потому, что для перевозки таких пассажиров требуется заказывать специальный санитарный борт, а сутки пребывания в немецких больницах стоят не менее тысячи евро в сутки. И это, не считая самой операции, стоить которая может нескольких десятков тысяч евро.
Напомним, что в причастности к смерти Нурсултана Кудебаева его семья обвиняет главного врача городской больницы № 4 Каната Тезекбаева и анестезиолога Аскара Тунгушбаева. При этом, если верить сообщениям в прессе, Тезекбаев присутствовал в операционном зале всего лишь в качестве второго ассистента. Если это так, то он, скорее всего, надзирал над операцией и врачами, поскольку речь шла о спасении жизни сына весьма влиятельного в городе человека. За что в итоге и пострадал, будучи сначала снят с должности, а потом взят под стражу и посажен в следственный изолятор.
Хотя статья 317 часть УК РК, инкриминируемая ему следователями («Ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинским или фармацевтическим работником, повлекшее по неосторожности смерть человека») вообще не предусматривают такой меры пресечения.
По нашей оценке, установление вины врачей в этом резонансном случае теоретически возможно. Но независимо от того, произойдет это или врачи будут в итоге оправданы, уже не получится убедить гражданское общество в том, что генерал-майор Серик Кудебаев не оказывал давления на своих подчиненных, а те действовали в пределах закона и профессионально.
В этих условиях у Акорды не остается другого варианта, кроме как наказать Кудебаева. Вопрос — как? Ограничиться строгим выговором, объясняя произошедшее нервным срывом отца, потерявшего любимого сына? Или уволить с должности начальника Департамента полиции Алматы? Кстати, в последнем случае есть варианты — перевести на другое место работы, просто уволить или уволить с возбуждением уголовного дела за превышение служебных полномочий.
Как бы то ни было, эта история теперь еще долго будет оставаться в центре внимания. Особенно если две «башни» казахстанской власти, Акорда и «Библиотека», вдруг разойдутся в оценке случившегося.
Это может произойти, если, например, секретарь совета безопасности РК Калмуханбет Касымов, до этого много лет возглавлявший Министерство внутренних дел РК, вдруг разойдется во мнениях с нынешним главой этого ведомства Ерланом Тургумбаевым.
Или в окружении первого президента РК вдруг сочтут, что второй президент РК стал слишком сильно зависеть от общественного мнения и чересчур энергично на него реагировать.
Пока же Канат Тезекбаев и Аскар Тунгушбаев на свободе, хотя и в статусе подозреваемых. Что само по себе весьма радует, поскольку свидетельствует: в Казахстане общественное мнение начинает становиться внутриполитическим фактором, и пренебрегать им власть имущие уже не могут.