По уголовному делу есть некая строительно-техническая экспертиза, которая пришла к выводам, что стоимость ТЭЦ Бишкека завышена на 111 млн долларов США. Как же они это сделали? Об этом в соцсетях написал адвокат Нурбек Токтакунов, рассказывая о «истории подлогов и фальсификаций» по громкому дел о модернизации ТЭЦ столицы.
Эксперты вначале разработали смету строительства ТЭЦ по нормативной базе 2016 года в сомах, пишет адвокат.
«Потом поделили эти цены в сомах по различным видам работ на цены соответствующих работ 1991 года в рублях и получили некие «переводные понижающие коэффициенты». Почему в цены 1991 года? Потому что в 1991 году в московском издательстве Стройиздат вышел справочник «Определение объемов строительных работ» .
Но с тех пор поменялся мир, а не то что характер строительных работ! Кроме того, делить сомы 2016 года на советские рубли 1991 года, все равно, что делить коров на лошадей, ведь математические расчеты делаются только с сопоставимыми величинами. При такой бесхитростной «методике» не учитывается курсовая разница валют и индексация по годам. Но эксперты верно полагали, что прокуроры и судьи не будут вдаваться в тонкости математических правил.
Затем эксперты разработали смету в ценах 2015 года, когда собственно и шла стройка. Но в ценах 2015 года стоимость вышла такая, что и завышения никакого не выходило. Но используя эти переводные понижающие коэффициенты, эксперта перевели цены 2015 года в цены 2013 года и получили разницу в 3.9 млрд сом, что в 2013 году составляло примерно 78 млн долларов», отмечает Токтакунов.
По его словам, обвиняемые по делу не ленятся считать и они спросили в суде инженера-сметчика Реут Олесю, мол, что-то расчеты не сходятся с коэффициентами. «Дело в том, что эти «переводные понижающие коэффициенты» были переданы Госстроем в ГКНБ специальным письмом от 30.11.2018 года. Обвиняемые заметили разницу между коэффициентами, перечисленными в этом письме, и расчетами экспертов.
Тогда Реут Олеся вытащила из папки копию письма Госстроя в ГКНБ с этими коэффициентами и сказала, что у неё все сходится. И тут выяснилось, что существует два варианта одного и того же письма с одним и тем же исходящим с идентичной первой страницей, но с различными вариантами второй страницы. К уголовному делу приобщен один вариант письма, а эксперты использовали в расчетах другой вариант письма. А почему они не использовали коэффициенты, указанные в оригинале письма (смею утверждать, что оригинал письма, это тот, который находится в уголовном деле)? Потому что тогда стоимость строительства оказалась бы значительно выше.
Вот так топорно и бесхитростно «шьется» уголовное дело по модернизации ТЭЦ», пишет Токтакунов.