6 октября практически весь политбомонд Кыргызстана присутствовали на свадьбе сына парламентария Руслана Казакбаева. Фотография со свадьбы, запечатлевшую одним кадром Омурбека Текебаева, Кадыра Атамбаева и Омурбека Бабанова за сутки облетела все СМИ и оказалась в топе новостей.
Одних, пусть даже временное для инстаграмма фото политиков обрадовало, других оставило равнодушным, но Белый Дом отреагировал через подручные информационные ресурсы крайне разочаровано и раздражённо. Кажется, той депутата задал 7 –этажу непростую загадку с тремя известными.
Дела тойские
Той в Кыргызстане куда больше, чем чучук и танцы. На свадьбах, тушоо кесуу, суннот – тое и других традиционных для кыргызах условно семейных праздниках, нередко вершится политика республиканского масштаба. В эпосе «Манас» одним из главных событий был «Көкөтөйдүн ашы», который предваряет большой поход в Бейжин и стал стартом для кардинальных политических изменений в среде кыргызских племен.
Депутаты и олигархи приглашают на свои мероприятия до несколько тысяч гостей начиная от троюродной сестры бывшей жены пятиродного брата до половины состава ГНС, ГТС, ЖК. Действующему президенту и его аппарату о тое, как неформальной форме решения важных вопросов, прекрасно известно, поэтому реакция троллей и провластных страниц, групп на фотографию с Атамбаевым, Бабановым и Текебаевым, вполне логична.
Нам, обычным гражданам, она может дать попробовать на вкус варево политики сегодняшнего дня. Злая истерика провластных СМИ и попытки напомнить трём политикам об относительно недавнем противостоянии, свидетельствует о том, что президент Жээнбеков и его окружение формально подчинили себя все фракции в парламенте. Однако, перед нами пока шаткая, временная и лишённая гарантий победа.
У Текебаева и Бабанова большие политические амбиции, которые никуда не испарились и роль статистов их не устраивает. «Два Омурбека» еще не расстались со своими притязаниями и готовы на реванш. Тем более, что несмотря ни на что, два политика имеют достаточно высокий рейтинг доверия.
Второй вывод напрашивается из самого факта присутствия на свадьбе Атамбаевых: власть при все своем старании не смогла сделать из семьи экс-президента изгоев. К экс-президенту относятся уважительно и его противники, и лидер РАЖ. В политике Кыргызстана всегда всё менялось кардинально и мгновенно, заключение под стражу Атамбаева, рассматривается, ни как его безусловная виновность или окончательный уход с политарены.
Близость выборов и активизация Раима Матраимова, его сильное влияние на президента Жээнбекова, финансовые возможности, админресурс в многолюдных районах южных областей, могут поставит под сомнение то, что Ата-Мекен и «Республика» пройдут в парламент в 2020.
В свою очередь, Матраимовы находятся под постоянным давлением и вниманием общества, их не любят и осуждают, единственный вариант для них сохранить свою финансовую империю – сформировать коалицию большинства в парламенте. Некоторые эксперты не исключают и того, что Матраимовы пойдут на финансирование и так называемой конструктивной оппозиции. Можно, конечно, допустить, что власть с Матраимовыми решили «встроить» Омурбека Текебаева в эту конструкцию конструктивной оппозиции (да простит меня читатель за такую тавтологию) взамен на оправдательный приговор в суде.
Только проблема в том, что само понятие конструктивная оппозиция достаточно противоречива, любая оппонирующая власти сила всегда стремится к деконструкции. Любая власть создает свои политические мифы, чтобы держать общество в узде, это могут быть пресловутые посылы типа «рост ВВП», «рост средней зарплаты», «борьба с коррупцией» и другое. А оппозиция направляет свои силы на разрушение этих мифов, то есть она разрушает (деконструирует) идеологическую завесу властьпридержащих. Поэтому предполагать, что Текебаев «встроиться» в планируемую политическую матрицу было бы достаточно легкомысленно. Оппозиция, если она настоящая по меткому выражению одного из отцов –основателей США – это «сторожевые псы демократии». И заметьте, не просто псы на цепи, а именно сторожевые, которые на расстоянии чуют врага, чужака.
Омурбек Чиркешевич, зная прекрасно определенное количество политических комбинаций, которые присущи кыргызской политике может спокойно обыграть и президента с его окружением, и Матраимовых. «Отец Конституции», как часто называют Текебаева, может намного лучше знает «подводные камни» и «бреши» в законодательстве, что позволяет ему удачно манипулировать любыми игроками в политическом поле.
Тем более, что Текебаев может ясно представлять себе какую роль играет Атамбаев, который прочно занял нишу оппозиции и фактически перетянул на свою сторону большую часть протестного электората.
Лидер «Ата Мекена» пока пытается выглядеть «конструктивным оппонентом», хотя понимает, что в любом случае придется идти на противостояние с властью.
В отличии от Текебаева и Бабанова Матраимовы не системные политики, их методы и стиль напоминают методы контрабандистов, поэтому могут быть достаточно сомнительными. Но, что не говори, иногда складывается ощущение, что президент страны находится под постоянным давлением со стороны таких людей как Матраимовы. Что говорить о людях, без армии и ГКНБ под рукой?
Поэтому вопрос объединения антиматраимовской коалиции, вопрос месяца, максимум двух. На самом деле, в фотографии двух Омурбеков и Атамбаева младшего нет ничего странного, Текебаев и Бабанов понимают, что главная угроза исходит от Матраимовых, и по одиночке будет трудно выстоять.
На коалицию с Атамбаевым двух политиков может подтолкнуть и переход Бакыта Торобаева с «Онугуу-Прогресс» на сторону Раима-миллиона. Он не первый и не последний, Матраимовы уже перетянули на свою сторону таких политиков как Ахмат Келдибеков, Исхак Масалиев, Азамат Арапбаев и возможно Жанара Акаева, который публично пытается дистанцироваться от вышеупомянутого клана.
Хотя с учетом характера кыргызстанцев, любые политические конфигурации, которые зреют в голове у политиков, могут не выдержать напора народного недовольства и могут оказаться «дутыми пузырями». Наша история знает примеры того, когда казалось бы мощные политические кланы падали как «колоссы на глиняных ногах».
Стабильная нестабильность
Может показаться парадоксальным, но арест экс-президента всё больше доставляет минусов власти, чем плюсов. Как пишут некоторые СМИ, во время последней встречи Путина и Жээнбекова, Сооронбай Шарипович получил довольно «дельный» совет отпустить Атамбаева.
Рекомендация Путина аргументирована не только опасением за прецедент, который может коснуться и его лично, но и тем, что Атамбаев получил из рук президента России высшие государственные международные награды. Кремль дал понять Жээнбекову, что не будет влиять на политику в Бишкеке, но она не должна доставлять неудобство и дискомфорт Москве.
Если исходить из событий вокруг экс –президента Армении Роберта Кочаряна, из-за которого Москва и Ереван часто находятся на грани ссоры, то вполне закономерно то, что Путин мог посоветовать Жээнбекову отпустить Атамбаева. Стоит здесь отметить и то, что экс –президент Кыргызстана, как и его коллега Кочарян были наиболее последовательными союзниками Путина.
Законность захвата и ареста экс-президента обсуждается и среди кыргызских политиков. Чолпон Джакупова, Икрамидин Айткулов известные в стране юристы, прямо заявили, что спецоперация ГКНБ и МВД была проведена с грубейшими нарушениями законов, её смело можно назвать больше провокацией.
8 октября уже Азимбек Бекназаров на пресс-конференции заявил, что Алмазбека Атамбаева надо отпустить из следственного изолятора под домашний арест.
По его словам, во время встречи главы государства Сооронбая Жээнбекова с членами временного правительства он предложил отпустить Алмазбека Атамбаева. «У кыргызов никогда своих правителей не судили, не заключали под стражу. В нашей современной истории начался не очень хороший прецедент.» — заявил экс-генеральный прокурор.
Крайне интересно, что Жээнбеков стал по его словам, оправдываться.
Вот, что пишут СМИ:
«Бекназаров ответил, что, по словам Сооронбая Жээнбекова, у него не было и мысли задерживать Атамбаева.
«Президент отметил, что следственные органы ждали, что тот придет на допрос, Атамбаеву также не препятствовали при поездке в Москву. «Теперь я не могу вмешаться, пусть решают следствие и суд», — процитировал Сооронбая Жээнбекова Азимбек Бекназаров.
Из ответа главы государства следует, что он сам понимает, что оснований для ареста Атамбаева до 7 августа 2019 не было, но зачем тогда ещё летом по надуманному делу от Атамбаева изолировали его телохранителя Дамира Мусакеева и приставили охрану от ГКНБ?
В итоге сотрудников 9 службы, охранявших экс-президента о штурме не предупредили, не сняли с поста, таким образом, стравив со спецназом. Из-за таких курьезов, вопросы компетенции руководителей ГКНБ и МВД поднимаются экспертами и юристами на протяжении двух последних месяцев. Известно, что 7 августа с Атамбаевым и с присутствующими на территории его соратниками силовики даже не пытались договориться, эвакуировать детей и стариков.
Не исключено, что инициатива Бекназарова пробный шар со стороны самого Белого Дома, желающего сдать назад. «Бульдозер революции» при всей своей неординарности достаточно умный политик, который может сыграть роль посредника.
В то же время, арест Атамбаева не поднял рейтинги Жээнбекова и не вызвал шквал одобрения, не решил ни одной социальной проблемы.
Наоборот, теперь, когда экс-глава страны перестал оттенять Жээнбекова и Абылгазиева в новостях, всё внимание общества устремилось на систему управления государства и экономику. Нет уже подобия «громоотвода» в виде Атамбаева, которого власть пыталась как-то использовать для того, чтобы списывать свои просчеты.
Все больше и больше проявляется недовольство работой правительства и парламента, эти две ветви власти фактически уже не воспринимаются всерьез и считают «ручными». Теперь же вся ответственность возлагается на президента Жээнбекова, хотя он и не должен играть ключевую роль по нынешней Конституции. Но народ будет требовать ответ у президента страны. А попытки правительства и парламента все перекладывать на главу государства и кивать в его сторону могут потом обернуться обвинениями в узурпации власти.
Как поделилась с TUZ.KG Чолпон Джакупова, в Кыргызстане сейчас кажущаяся стабильность с очень высоким потенциалом нестабильности в будущем: «Это абсолютное отсутствие, и это стало очевидным, внятной кадровой политики. И просто адекватных людей в нынешней администрации, будь то в правительстве, аппарате президента, всех госструктурах, падение профессионализма… Дальше, это растущие экономические проблемы. Потому что уровень благосостояния населения падает. Да, принимаются определенные шаги, делаются заявления о повышении зарплаты, но она не поспевает за инфляцией. Проводится индексация пенсий, но делается заявление тут же, что серьезные проблемы с налоговыми поступлениями. Уровень оттока капитала достиг показателей, воюющих государства. Это катастрофа. Недобор налоговых поступлений, который, конечно, бьет по социалке. Происходит это в связи с тем, что бизнес просто сворачивает производства, уходит…И все в купе порождает ощущение очень сильной тревоги». Не добавить, не убавить к словам Джакуповой.
Возможно арестовав Атамбаева 7-этаж полагал, что решил основную проблему, но в реальности оказалось совсем иначе, кажется в ситуационную ловушку попал сам С. Жээнбеков.
Асан Эралиев
Мнение автора не может отражать позицию редакции K—News