Ученого-синолога Константина Сыроежкина приговорили к 10 годам тюрьмы по обвинению в государственной измене. «Азаттык» поговорил с экспертами, которые предположили, что Сыроежкина могут лишить казахстанского гражданства, а его дело может быть попыткой оказать влияние на президента Токаева.
Специализированный межрайонный суд по уголовным делам Алматы 7 октября приговорил ученого-синолога Константина Сыроежкина к 10 годам тюрьмы по обвинению в государственной измене, сообщила пресс-служба Комитета национальной безопасности Казахстана.
63-летний Сыроежкин задержан в феврале 2019 года в связи с расследованием дела о предполагаемой утечке государственных секретов.
Первая информация о задержании Сыроежкина появилась на страницах СМИ в мае. Позже пресса со ссылкой на КНБ сообщила, что Сыроежкин с 19 февраля находится под арестом по подозрению в государственной измене. Официальных разъяснений казахских властей по делу Сыроежкина не было.
Некоторые детали покрытого завесой тайны дела опубликовала американская газета Wall Street Journal (WSJ). Издание в статье от 10 июля написало, что Сыроежкина задержали в его квартире сотрудники контрразведки в ходе секретной спецоперации. Газета со ссылкой на осведомленный источник написала, что «Сыроежкин, возможно, передавал секретные документы людям, связанным с китайской разведкой» и, вероятно, «получал за это денежное вознаграждение». Издание отметило, что китайские власти охарактеризовали дело Сыроежкина как «высосанную из пальца новость». Газета предположила, что уголовное преследование «свидетельствует о растущем беспокойстве Казахстана по поводу влияния Китая и обостряющемся чувстве уязвимости». WSJ также обратила внимание на то, что Сыроежкин был советником по вопросам Китая у нынешнего президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в годы, когда тот работал премьер-министром. По данным газеты, Сыроежкин давал рекомендации Токаеву во время переговоров с китайской стороной о демаркации совместной границы.
Возможная причастность к спецслужбам
Первая информация о приговоре Константину Сыроежкину появилась в среду, 9 октября: руководитель правозащитной организации Liberty Галым Агелеуов на своей страничке в Facebook’e опубликовал пост о том, что Сыроежкина приговорили к 10 годам лишения свободы с лишением гражданства. КНБ в своем сообщении, состоящем из одного предложения, не приводит каких-либо сведений о лишении Сыроежкина гражданства.
Директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» политолог Андрей Чеботарев на своей страничке в Facebook’e пишет, что опубликованное официальное сообщение КНБ пояснило лишь то, «что ни о каком лишении Сыроежкина гражданства Казахстана речи не идет».
Чеботарев предполагает, что в процессе своих исследований по различным направлениям взаимоотношений Казахстана и Китая Сыроежкин очутился в сфере интересов каких-либо из отечественных групп влияния, и не исключает, что сработал фактор скрытых от широкой общественности трений и конфликтов внутри казахстанских спецслужб.
«Судя по биографии, Сыроежкин работал в свое время в КГБ СССР и в силу этого мог иметь определенный статус и в КНБ. А в рамках этого органа, как и многих других, могут иметь место всевозможные разногласия, в том числе обусловленные сменой руководства и прихода новых кадров», — полагает Чеботарев, добавляя, что возможная причастность Сыроежкина к спецслужбам могла стать ключевой причиной засекреченности следствия и суда по его делу.
По словам бывшего посла Казахстана в Китае Мурата Ауэзова, он тесно общался с Сыроежкиным и у него сложилось «полное ощущение высокопорядочного человека».
«От него исходила особая интеллигентность человека, обладающего большими подлинными, нефальсифицированными знаниями. Он настолько незаурядная личность, и тем более с учетом дефицита настоящих китаистов. Я думаю, что общество должно проявить большую озабоченность в отношении его судьбы, а также вправе знать, а что ему действительно вменяется», — считает Ауэзов.
Лишение гражданства?
Директор Казахстанского бюро по правам человека Евгений Жовтис полагает, что через дело Сыроежкина проявились конфликты и противоречия внутри казахстанской политической элиты, в форме «сигнала от кого-то кому-то».
По мнению Жовтиса, если в сообщении КНБ нет упоминания о возможном лишении Сыроежкина казахстанского гражданства, то это вовсе не означает, что подобного пункта нет в самом приговоре. Несколько дней назад правозащитник ознакомился с информацией о приговоре Сыроежкину и говорит, что в ней затрагивался и вопрос с лишением гражданства.
Возможность лишения гражданства узаконена в 2017 году, соответствующие изменения внесены в Уголовный кодекс и другие законодательные акты. Поскольку в сообщении КНБ Сыроежкин объявлен гражданином Казахстана, то попытка лишения гражданства будет лишена смысла, поскольку он тогда станет человеком без гражданства — что противозаконно. Другое дело, если Сыроежкин имеет двойное гражданство, — тогда Казахстан будет иметь возможность выслать его (после отбытия им наказания) в другое государство, гражданином которого он является, говорит Жовтис.
Бывший советник Токаева и версии о попытках надавить
Журналист и бывший кандидат в президенты Казахстана Амиржан Косанов говорит, что «суровый гриф секретности не позволяет широко комментировать это сенсационное и резонансное дело», и обращает внимание на внутриполитический аспект, связанный с научной биографией Сыроежкина.
— Wall Street Journal писала, что Сыроежкин был советником по вопросам Китая у Касым-Жомарта Токаева в годы, когда тот работал премьер-министром, — развивает свою мысль Косанов. — Не является ли такое дело попыткой сегодня оказать влияние на президента Казахстана Токаева? Если да, то от кого могут исходить такие угрозы?
Бежавший в Швейцарию полковник КНБ в отставке Елжан Турсумбеков, запрашивающий там политическое убежище, считает, что целью уголовного преследования Константина Сыроежкина может быть президент Касым-Жомарт Токаев.
«Сыроежкин — козырная карта в руках елбасы Нурсултана Назарбаева, которая будет использована в случае отклонения президента Токаева от плана «Преемник». Осуждённый может обладать компрометирующими сведениями о роли Токаева в казахстанско-китайских соглашениях по государственной границе, которую политические противники президента Токаева могут попытаться представить как измену, поскольку, по Конституции, государственная измена является единственным основанием для импичмента президента», — считает Елжан Турсумбеков.
Генерал-майор КНБ в отставке Турсун Айжулов сказал Азаттыку, что обычно контрразведка предает гласности факты разоблачения шпионов, поэтому непонятно молчание спецслужб вокруг дела Сыроежкина.
«Предание гласности из политических соображений невыгодно, поскольку в нашем обществе довольно сильны антикитайские настроения. Поэтому, чтобы не подливать масла в огонь, решили это дело замолчать, закрыть полностью и только сообщить о том, что человек привлечен к уголовной ответственности за измену родине», — полагает Айжулов.
Казахский политолог и бывший дипломат Казбек Бейсебаев говорит, что приговор Константину Сыроежкину вызывает у него ряд вопросов:
«Если Сыроежкин продавал секреты, — а он не был государственным служащим, который мог иметь доступ к государственным секретам, — то встает вопрос о том, кто из государственных служащих передавал ему секреты. Второй вопрос заключается в том, что не могли ли в Казахстане возбудить дело против Сыроежкина под давлением извне, как когда-то в обществе говорили, что дело против Серикжана Билаша было возбуждено под нажимом китайской стороны. Но раз Китай по делу Сыроежкина заявляет, что оно «высосано из пальца», то в Казахстане могли возбудить это дело под давлением третьей страны», — говорит бывший дипломат Бейсебаев.
Американская газета WSJ в вышеупомянутой публикации отмечает, что Пекин активно проводит масштабные разведывательные операции в Азии, Европе и США, и сообщает, что агенты китайской разведки получают наличные и другое вознаграждение за свою работу. Такие же операции Пекин ведет в России и Казахстане, в том числе через полуофициальные аналитические центры по Китаю, которые выходят на необходимых разведке персон, пишут журналисты американского издания. «Для них (Китая. — ред.) это стандартная практика при работе по рекрутированию агентов, и она работает в Казахстане, как и везде», — цитирует газета Василия Кашина, эксперта по Китаю Высшей школы экономики в Москве.
Уроженец Алматы 63-летний Константин Сыроежкин, выпускник Высшей школы КГБ СССР, считался одним из ведущих специалистов по Китаю. Он автор более тысячи статей на русском, английском и китайском языках. С 2006 года Сыроежкин работал главным научным сотрудником Казахстанского института стратегических исследований при президенте Казахстана. На сайте института в списке сотрудников фамилия Сыроежкина больше не значится.