23 октября в 9.30 часов в Конституционной палате состоится рассмотрение следующего вопроса — конституционно ли применять обратную силу нового закона, установившего процедуры импичмента экс-президента, на Алмазбека Атамбаева, который был президентом и стал экс-главой государства в то время, когда этого закона еще не было.
В чем принципиальное значение того или иного решения Конституционной палаты по этому делу? Как оно определит то или иное направление общественного развития Кыргызстана? Об этом в соцсетях написал адвокат Нурбек Токтакунов.
«Итак, 17 мая 2019 года опубликован закон о лишении экс-президентов абсолютной неприкосновенности, введена процедура лишения неприкосновенности экс-президента.
По общему правилу, закон действует с момента опубликования, но не на прошлое. Однако депутаты внесли в закон специальную оговорку, которая распространяет действие закона на прошлое, конкретно на экс-президента Атамбаева.
Законодатели обосновали это тем, что новый закон никоим образом не ухудшает ничье положение, потому что он не определяет ответственность, а ответственность определяется уголовным законом. При этом они ссылаются на статью 28 Конституции о недопустимости обратной силы только уголовного закона», пишет Токтакунов.
«Однако они упустили из внимания статью 6 Конституции, которая подразумевает недопустимость применения обратной силы любого закона или подзаконного акта, устанавливающего новые обязанности или отягчающего ответственность.
Этот принцип существует с древнейших времен, ведь он обеспечивает стабильность правоотношений в обществе. Согласитесь, уверенность людей в устойчивости законодательства выстраивают общественные отношения, ориентированные на закон.
Произвольное изменение правил, распространяющее их действие на прошлое, напротив, распространяет в обществе недоверие к законам. Придание закону обратной силы возможно только в случаях, когда он улучшает положение людей.
Как отразится на стабильности правоотношений в обществе применение закона об импичменте на Атамбаева? Ведь согласитесь, что роль президентов в нашей стране велика, поэтому законы, регулирующие их деятельность, не могут не отразиться на всем обществе», подчеркивает адвокат.
Далее он пишет: «Надо отметить огромное общественно-политическое значение ликвидации абсолютной неприкосновенности экс-президента и восстановления принципа равенства граждан перед законом. Автор настоящей статьи сам поднимал этот вопрос о неконституционности абсолютной неприкосновенности в Конституционной палате и добился введения процедур лишения неприкосновенности.
При этом в мотивировочной части решения Конституционной палаты было отмечено значение правового иммунитета в целом. Правовой иммунитет президента и экс-президента стимулирует президента быть на своем посту более смелым, эффективным и добросовестным, не опасаясь мести и иных происков своих политических оппонентов впоследствии, когда он перестанет быть главой государства. Поэтому неприкосновенность не была устранена полностью, а была введена сложная процедура лишения неприкосновенности».
«И это имеет большое значение непосредственно для действующего президента Сооронбая Жээнбекова, чтобы он был уверен, что не так-то просто будет отомстить ему, когда он покинет президентское кресло. Это имеет смысл для всех нас, ведь качество нашей жизни так зависит от характера правления президента.
Однако, в результате придания закону обратной силы специально для Атамбаева,
Сооронбай Жээнбеков логично предполагает, что когда-нибудь могут принять специальный закон и для него. Он понимает, что и ныне действующей частичной неприкосновенности экс-президента практически не существует», отмечает Токтакунов.
По его словам, после сложения полномочий нынешним президентом и при определенном раскладе политических сил, его политические оппоненты вполне могут вовсе отменить правовой иммунитет экс-президента с приданием этому закону обратной силы. После чего, с целью политической расправы, подвергнут его уголовному преследованию на общих основаниях.
«Сооронбай Жээнбеков теперь понимает, что в условиях неустойчивости закона и нестабильности правоотношений, лучший «иммунитет» — это сохранение власти, нежели какой-то эфемерный правовой иммунитет, который депутаты легко отменят, как только он потеряет власть.
Таким образом, придание специально для Атамбаева обратной силы закону о снятии неприкосновенности с экс-президента несет серьезные угрозы демократическому принципу сменяемости власти.
Поэтому, признавая значение ликвидации абсолютной неприкосновенности экс-президента, не менее важно не допустить нарушения принципа действия обратной силы закона. Иначе, это добавит Жээнбекову и его окружению дополнительной энергии и прыти в попытках остаться у руля государства после 2023 года», пишет Токтакунов.