На прошлой неделе журналист и политик Ермурат Бапи провел пресс-конференцию, которую можно назвать главной сенсацией всей горячей осени-2019, пишет Exclusive.kz.
Итак, со слов бывшего председателя Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП) «Акикат» настоящий хозяин этой политсилы – бывший аким Атырауской области Бергей Рыскалиев, заочно осужденный в Казахстане и сейчас находящийся в бегах.
Но настоящей «бомбой» стало заявление Бапи о том, что Рыскалиев шантажировал не кого-нибудь, а первого президента страны. Вот как рассказывал об этом журналистам сам Ермурат Бапи: «Многие из вас видели ролик, где Нурсултан Назарбаев гуляет по Гайд-парку в Лондоне. Его сопровождают Булат Утемуратов, посол Казахстана в Великобритании Ерлан Идрисов и еще несколько человек. Это первая часть видеоролика. Есть еще и продолжение. В тот день Бергей и его люди окружили виллу Кима (олигарх Владимир Ким- номинальный владелец «Казахмыса», настоящим хозяином которого называют Нурсултана Назарбаева-Е) и организовали пикет.
В доме находился Назарбаев и его приближенные. К ним на переговоры вышел Идрисов. Прибывшие к месту событий полицейские не стали принимать меры против пикетчиков, пояснив, что это гражданский вопрос. Пикетчики выдвинули ультиматум. Его условия мне неизвестны. Но я видел видео, в котором Бергей и его люди окружили молодую жену Назарбаева и стали снимать ее на видео, задавая вопросы. Это продолжалось около 40 минут. Она бедная плачет и произносит, что она «самая несчастная женщина в мире. Простите меня. Придет время, и я примкну к вам. Мне некуда идти, кроме Казахстана». Это видео мне показал сам Бергей с телефона.
Видео стало предметом торга. Бергей мне так и сказал, что они должны выполнить его условия. Он дал им один день, иначе видео будет размещено на YouTube. Это было 30 августа. Однако ролик так и не появился. Назарбаев был вынужден принять выдвинутые условия шантажа».
Если предположить, что все так и было (а это похоже на правду), то выходит: единственная в стране официально зарегистрированная политсила оппозиционного толка стала разменной монетой в торгах беглого олигарха и вождя партии власти Nur Otan. Вот так интрига! Причем, интрига вполне правдоподобная: по словам того же Бапи, «после этого ролика Бергею стали возвращать его активы. «Я знаю, что из Казахстана ему перевели $9 млн. Сейчас идет процесс возврата других активов на несколько миллионов долларов. Рассматривается жалоба по его конфискованному имуществу».
Случайное совпадение? Едва ли. Ведь суд выдвинул против Рыскалиева серьезнейшие обвинения, и вряд ли председатель Совбеза стал бы вступать в переговоры с уголовным преступником без самых веских на то оснований. С другой стороны, непонятно, чего может бояться первый президент. Очевидно же, что дело тут не в «конкуренции» Nur Otan со стороны ОСДП, о которой говорит Бапи: у последней нет на это ни ресурсов, ни политического веса, ни поддержки избирателей.
Стало быть, на кону что-то другое, что именно – можно только догадываться. Очевидно лишь одно: цена вопроса – некий серьезный компромат на первых лиц страны и/или first family – настолько серьезный, что на его фоне ролик с «токалкой» выглядит просто невинной забавой.
Не будем гадать на кофейной гуще, скажем только: история с лондонским «кино» может иметь далеко идущие последствия. Ведь если сегодня стала возможной некая сделка с Рыскалиевым, то нет гарантии, что завтра подобным «ноу-хау» не воспользуются другие оппоненты власти – в том числе те, кто пока еще вроде бы в обойме, но всегда держит наготове «чемоданы с компроматом».
Этим людям (как, впрочем, и самому Бергею Рыскалиеву), похоже, не до политических игр, их интересуют только деньги. Собственно, Ермурат Бапи в ходе своей пресс-конференции фактически признал: при отсутствии в стране легитимной (в глазах не только власти, но и общества) оппозиции политика превращается в подковерный торг. «В ситуации, когда Бергей возвращает свои активы, зачем ему партия?!» — задается резонным вопросом г-н Бапи — Возможно, поэтому он «сливает» партию. Ведь он мог пойти и дальше вместе с «заговорщиками», сохранить оппозиционную направленность партии. Пригласить в свои ряды независимых наблюдателей, молодых политиков и пойти на выборы. В этом случае я бы промолчал. Если партия работает во благо гражданского общества, вне зависимости от того, кто за ней стоит, то ради Бога! Я бы согласился с этим. Но этого не происходит».
ОСДП и без того «спящая» партия, которую мы хотели пробудить, но, как сказал Сергей Дуванов после моего смещения на съезде, партию похоронили во второй раз. Теперь ее хоронят в третий раз. Можно ли идти с такой партией на выборы?! Возможно, таким образом власти в обмен на возвращение активов выдвинули Бергею свои условия по «сливу» партии».
Как тут не вспомнить много лет назад «слитую» партию «Ак жол?» Этот проект куда весомее, его отцы основатели могли с полным правом называться политическими тяжеловесами, а потому и цена – гораздо внушительнее. Вот как об этом высказался Ермурат Бапи: «Сейчас меня обвиняют, что я получил $200 тыс. и собирался продавать партию. Это все чушь! В условиях Казахстана партия столько стоить не может. Учитывая выстроенные законодательные преграды для регистрации, партия стоит миллионы. Партию за $200 тыс. никто не продаст, за такие деньги можно продать бензоколонку или магазин. А партия – это политический ресурс и инструмент. Мне известно, когда продавали партию «Ак жол», ее оценили в $10 млн».
Что ж, при всем уважении к ОСДП и к человеку, продержавшемуся у ее руля целых 5 месяцев, политический ресурс из нее получился тот еще, да и фигура прежнего вождя Жармахана Туякбая с самого начала вызывала вопросы. А уж сейчас эта партия вряд ли стоит даже бензоколонки. Впрочем, дело совсем не в этом. Гораздо более важным видится другое: кому и зачем вообще понадобилось ломать эту комедию? Какие-то мутные «долги партии», гуляющая в интернете расписка…
Многое мог бы прояснить сам г-н Рыскалиев, но он хранит глубокое молчание, чему вряд ли стоит удивляться: деньги любят тишину. Особенно если объектом «бизнеса» становится политика.