«Нур-Отан» теряет позиции. Кто первым создаст свою партию: Токаев, Назарбаева, Абдрахимов?

Автор -
589

Два знаковых события произошли в общественно-политической жизни страны за последнюю неделю.

Первое – это фактически признание Елбасы Нурсултана Назарбаева в том, что правящая партия «Нур-Отан» начинает терять политическую инициативу, «по-старинке» надеясь выехать за счет авторитета своего лидера, но не прикладывая никаких усилий – ни на уровне депутатов фракции в Парламенте, ни шире – за счет стараний актива и руководства самой партийной организации.

Второе – объявление о создании новой «Демократической партии Казахстана» (ДПК) частью оппозиционных активистов, которое хорошо ложится в тренд партийных прототипов, наподобие «Республики», Коалиции гражданских инициатив (HAQ), «партии» Интернационалистов, движения «Оян, Казахстан» и т.д., инициативы о которых как грибы после дождя стали возникать после избрания главой государства Касым-Жомарта Токаева, пишут «Ведомости Казахстана»:     

И несмотря на то, что мы считаем подобные инициативы сугубо здоровым и правильным процессом, тем не менее, вынуждены признать, что наибольший эффект и наилучшие последствия все же вызовет создание новой партии именно представителем казахстанской элиты или хотя бы, поддержка одного из подобных гражданских проектов сверху.

СИСТЕМНЫЕ И НЕРЕШАЕМЫЕ ПРОБЛЕМЫ «НУР-ОТАНА»

Дело в том, что Елбасы Нурсултан Назарбаев в отличии от многочисленных «попутчиков», сопровождавших и сопровождающих его на долгом политическом пути, в том числе и на дуге партийного строительства, хорошо понимает, что тенденция, связанная с появлением новых гражданских прото-партий на фоне погруженного в безделье, а местами и летаргический сон «Нур-Отана» — это достаточно серьезная кризисная ситуация, в ближайшей перспективе угрожающая потерей контроля за внутриполитическими процессами в стране.

Поэтому-то на недавнем заседании фракции НДП «Нур-Отан» в Мажилисе бывший президент акцентировал внимание на том, что «наша задача – сохранить долгосрочное лидерство. Работу по подготовке новой предвыборной программы партии на выборы в Мажилис нужно начать уже сегодня. Следует основываться на стратоориентированном подходе, точечно выражать интересы разных социальных групп, отвечать на конкретные запросы людей».

Более того, Нурсултан Абишевич заметил, что «сейчас стратегические программы осуществляются формально. Отсутствует соответствующий контроль за их исполнением. Некоторые пункты и вовсе не реализуются. Идут постоянные корректировки запланированных показателей. Поэтому Министерству национальной экономики совместно с партией «Нур-Отан» и ее фракциями необходимо заслушать отчеты об исполнении этих программ. Нужно приступить к разработке новых программ развития территорий до 2025 года».

В конце концов Елбасы добавил, что как показал анализ «депутаты нашей партии недостаточно активно используют средства массовой информации. Кроме того, фракция «Нур-Отан» не всегда проявляет инициативу по широкому спектру вопросов, волнующих общество. За последние несколько месяцев члены фракции «Нур-Отан» не выразили своей позиции практически ни по одному резонансному случаю».

Проблема, конечно, есть и она находится в двух плоскостях.

Во-первых, в самих «слушателях», которым экс-президент Назарбаев обращал свой спич. Увы, но они уже вряд ли смогут измениться и начать вдруг проявлять Конституционную инициативу, проявлять депутатскую или партийную активность, отвечать на запросы граждан: их не для этого подбирали, не для этих целей «селекционеры» несколько десятилетий выводили их в специальных государственных инкубаторах, чтобы они умели работать и гордо нести знамя парламентария от партии власти.

Их селекционировали по нескольким отрицательным качествам, постепенно выбивая наиболее несоответствующих депутатов и нур-отановцев в широком понимании термина из парламентских кресел и разных эшелонов власти, которые могли иметь хоть какое-то (не обязательно противоположное), но яркое и самобытное мнение. Ведь даже среди нур-отановцев после 2005 года и вплоть до наших дней шел жесткий отбор по принципу максимальной серости, умению «не высовываться», как раз-таки не обозначать позицию ни по одному резонансному случаю и т.д.

То есть, если вы выращивали дуб с желудями для белок и кабанов, то не стоит удивляться, что на его месте не зацвела яблоня с наливными плодами для людей.

Во-вторых, руководство партии – видимо, сам Бауыржан Байбек, плохо просчитало границы собственных возможностей и понадеялось исключительно на авторитет Елбасы. Однако одним авторитетом лидера нации сыт не будешь, к тому же если первый президент уже ушел со своего поста передав бразды правления другому человеку, своему преемнику Касым-Жомарту Токаеву.

Так, кто бы за партией не стоял – это лишь общественно-политическая надстройка без рычагов прямого управления и принятия решений. Она может жить, развиваться, доминировать и котироваться только при одном условии – при авторитете его лидера. Однако если лидер каждодневно не управляет партийной организацией, не подбирает грамотные кадры и не дает «нагоняй» провинившимся, тогда эта функция плавно переходит непосредственным руководителям партии, одним из которых в настоящее время является Бауыржан Байбек.

Другими словами, в отсутствии Елбасы авторитетом должен быть сам Байбек: иметь широкую поддержку в госаппарате и обществе, уметь договариваться с разными сторонами, лоббировать свои интересы. А что делать, если кроме Елбасы у других так называемых лидеров «Нур-Отана» этого авторитета нет, если они не обладают поддержкой в обществе, толком не умеют ни с кем договариваться и отстаивать свои интересы, мало того их якобы поддержка в государственном аппарате – не более чем замок на песке и скорее всего представлена вялозамороженной реакцией на текущие процессы.

Как видим, наши прогнозы двухмесячной давности сбылись полностью: при всех благих инициативах, высказанных Елбасы на заседании политсовета «Нур-Отана», подхваченных Бауыржаном Байбеком и вербально сформулированных им тезисах о привлечении «новых, молодых, активных, деловых, профессиональных, с либеральными и даже оппозиционными взглядами» в партийные ряды «Нур-Отана», по факту весь пар ушел в гудок.

Вся работа началась и закончилась парой заявлений, которые просуществовали в медийной повестке не более 7 дней.

НОВЫЕ ЛИДЕРЫ И КРЕАТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ «СНИЗУ»

В свою очередь, заявление о создании новой «Демократической партии Казахстана» (ДПК), которую судя по именам их лидеров можно отнести к национал-либеральному оппозиционному спектру (Жанболат Мамай, Толеген Жукеев, Сергей Дуванов) лучше всего рассматривать в контексте формирования других общественно-политических движений с претензией на партию: «Оян, Казахстан» Ануара Нурпеисова, «Республика» Бэллы Орынбетовой, Коалиция гражданских инициатив (HAQ) Тогжан Кожалиевой, «партии» Интернационалистов шымкентского предпринимателя Бакытжана Копбаева.

Символично, что идеи, высказываемые новой ДПК, как ни парадоксально, учитывая молодость некоторых ее участников, стары также как еще недавно были пропитаны нафталином установки самой партии власти «Нур-Отан», до попытки ее перезагрузки в конце лета 2019 года.

Это опять все та же надоевшая большинству «героика» оппозиционно-настроенных стариков из Алматы про «последний шанс», про «борьбу с авторитарным режимом», реминисценции некоего политического мученичества, страдания за идею, книжные принципы демократии, про «свет» и «тьму», где светлая сторона – это мы, а темное зло – это они, сидящие в акимате или на левом берегу Астаны.

Поэтому выводя за скобки партийный проект Интернационалистов, который скорее всего будет ориентирован на Россию и поддержку инициатив в рамках ЕАЭС, скажем, что у ДПК гораздо меньше шансов понравиться активной части казахстанского общества, чем у тех же «Оян, Казахстан», «Республика» и HAQ.

Что объединяет и является выигрышным в общественно-политических и партийных проектах Ануара Нурпеисова, Бэллы Орынбетовой и Тогжан Кожалиевой. Все дело в том, что они умудрились угадать текстуру современной молодежи и попасть в самую точку ее потребностей и чаяний.

Современной казахстанской молодежи, желающей жить и хорошо зарабатывать в городах, претит сама мысль о том, что необходимо несгибаемо вести какую-нибудь принципиальную войну с властью, говорить громкие слова о политической позиции, раз и навсегда фиксировать свои предпочтения, оценки и отношения.

Нарождающийся и стремительно набирающий обороты отечественный креативный класс не хочет протестовать ради отлитых в граните ценностей и персон, для него протест – это не смысл жизни, а творческий акт, он нужен им не ради результата, а ради эстетического наслаждения.

Молодым креаклам подавай свободу везде: и на работе, и в творчестве, и в партийном строительстве. Старые алматинские оппозиционеры из 90-х годов отвратительны им настолько же, насколько у них вызывают изжогу красномордые чабаны, засевшие у верхушки власти – абсолютно беспомощные в плане созидания и управления, зато обладающие отменным аппетитом и способностью трудоустраивать своих родственников.

Поэтому они, их проекты и прото-партийные движения выглядят, по крайней мере, свежо. Мало того, сами того не подозревая, имманентно они больше подходят под стиль и манеру управления нового президента Касым-Жомарта Токаева: появились они, конечно, не по его указке, но во многом за счет того, что у руля власти в Казахстане встал человек, умеренно либеральных взглядов, причем по большому счету «демократ по духу», а не по политической позиции или позе.

Хотя, разумеется, успех и поступательное развитие их проектов будет зависеть от поддержки в элите. Возможно, кто-то в ней уже готов помочь этим новым протопартийным образованиям, а может быть кто-то из элиты захочет создать нечто свое, близкое по духу современным креативным движениям, обернув «ноу-хау» в партийную обертку.

ТОКАЕВ, НАЗАРБАЕВА, АБДРАХИМОВ…

Любопытно, что россыпь прото-партий, которая возникла в стране в период прихода и становления у верховной власти Касым-Жомарта Токаева, в принципе, выгодны сегодняшней Ак Орде. Так или иначе, но подобные проекты будут оттягивать на себя внимание правящей партии «Нур-Отан», а учитывая эффективность и творческий эффект от деятельности пусть даже и небольших прото-партийных объединений, то каждое из них способно дать фору громоздкому, устаревшему и неповоротливому «Нур-Отану», трудоустроившему в свои ряды всевозможных бездельников, «родственников» и бесполезных людей с осоловевшими глазами, не производящих и не дающих ничего для общества, зато исправно сжирающих огромные денежные ресурсы.

Как говорится, если выборы бы состоялись завтра, то лучше бы, чтобы в них принял участие не только «Нур-Отан» с коммерсантами из «Ак жола» и вышедшими в тираж коммунистами, а вот такие вот новые и модные партии, как «Республика», HAQ или по объективным причинам нуждающийся в ребрендинге «Оян, Казахстан». Это помогло бы разбавить влияние «Нур-Отана», который как «вещь в себе» гребет только под себя и ничего не дает во вне, а быть может поспособствовало бы реальной, а не мнимой перезагрузке партии власти.

Возможно, на руководящие должности в НДП «Нур-Отан» пришли бы, действительно, энергичные и влиятельные люди со свежими идеями, как тот же экс-аким Шымкента Габидулла Абдрахимов, который показал себя как личность творческую, горящую и увлекающуюся, да к тому же, умеющую делать выводы из своих ошибок, которые впрочем не вызывали ненависти или каких-либо отрицательных эмоций, а порождали лишь пародии, мэмы и добрые шутки, что хорошо для народной любви и поддержки.

Не исключено, что и сама Администрация президента Касым-Жомарта Токаева может попробовать поддержать один из креативных молодежных партийных проектов или создать собственный с нуля, что, будет положительно воспринято большинством населения, так как в настоящее время уровень доверия новому президенту среди граждан Казахстана чрезвычайно высок.

Следует сказать и о том, что нынешний спикер Сената Парламента Дарига Назарбаева тоже вполне могла бы замахнуться на создание своей партии. Тем более, что достаточно богатый и, между прочим, симпатичный опыт партийного строительства у нее имеется.

Теоретически, Дарига Нурсултановна могла бы продолжить новаторские инициативы и технологичность в работе, которые были свойственны ее «Асару» в середине нулевых годов, еще до поглощения «Нур-Отаном». Пусть, это и не будет целиком и полностью «Асар-2», но идеи, системность в партийной деятельности, эффективность, медийность и привлечение, действительно, толковых функционеров, она повторить в силах.

Ее преимуществом остается мощная медийная узнаваемость и цитируемость, отсутствие страха перед любыми неудобными вопросами (что большая редкость в казахстанской элите), организационный потенциал и большие финансовые ресурсы.

Поделиться